Банки

Сразу два международных института указали вчера на ухудшение делового климата в России

При этом если Deutsche Bank Eurasia Group просто снизил индекс стабильности России на 1 пункт, до 58 пунктов по стобальной шкале, то миссия Международного валютного фонда (МВФ) не ограничилась констатацией неприятного факта, а еще опубликовала советы российскому правительству по исправлению ситуации.

Сразу два международных института указали вчера на ухудшение делового климата в России. При этом если Deutsche Bank Eurasia Group просто снизил индекс стабильности России на 1 пункт, до 58 пунктов по стобальной шкале, то миссия Международного валютного фонда (МВФ) не ограничилась констатацией неприятного факта, а еще опубликовала советы российскому правительству по исправлению ситуации. Ежемесячно Deutsche Bank Eurasia Group подсчитывает индекс стабильности DESIX для 24 развивающихся стран. Россия в феврале поделила 15 место с Украиной и Аргентиной. Аутсайдером рейтинга осталась Нигерия, а в лидеры вышла Венгрия, обогнав январского победителя Южную Корею. DESIX может колебаться от 0 до 100, в зависимости от ситуации в обществе, правительстве, экономике и от безопасности страны. «Группы влияния в Кремле используют кризис с монетизацией льгот для борьбы со своими противниками в правительстве»,- объясняют эксперты снижение показателей по категориям «общество» и «правительство». Зато рейтинг безопасности вырос после завершения «оранжевой революции» на Украине. Экономический рейтинг тоже подрос благодаря досрочной выплате долгов МВФ. В целом за месяц российская стабильность уменьшилась на один пункт до 58 баллов. Последнее время индекс России колеблется между 56 и 60 («умеренная стабильность» по классификации DESIX). Летом 2003-го - до начала преследований ЮКОСа - он был равен 63, тогда Россия считалась высоко стабильным государством. Вчера миссия МВФ опубликовала заявление по итогам визита в Россию 10–16 февраля. Как выразился фонд, «риски ухудшения ситуации усилились», поэтому аналитики МВФ составили семь рекомендаций по улучшению делового климата. Во-первых, экономистов беспокоит, что рост ВВП замедлился, а инфляция не изменилась: «Это в целом объясняется нарушением предложения в нефтяной отрасли и ослаблением делового климата, а также снижением роста кредитования, связанным с волнениями на банковском рынке летом прошлого года». Во-вторых, «необходимо продолжать сбережение дополнительных поступлений от реализации нефти». Мало того, нужно ужесточить эту линию, которую отечественные аналитики часто критикуют, сравнивая правительство и разбухший стабфонд с собакой на сене. Это записано третьим пунктом: «…отменить минимальный предельный уровень сбережений в стабилизационном фонде, который не может быть израсходован, с тем чтобы способствовать сбережению в полном объеме средств, за исключением тех поступлений от реализации нефти, которые направляются на досрочное погашение внешнего долга». В-четвертых, потери от снижения ставки НДС с 18% до 16% надо возмещать за счет ликвидации льготных ставок. Как показывает международный опыт, улучшение собираемости налога после снижения его ставки в лучшем случае незначительно. Поэтому миссия полагает, что «основной задачей налоговых реформ в настоящее время должно стать улучшение налогового администрирования, а не снижение ставок налогов». Пятым пунктом идет «обеспечение большей гибкости валютного курса» для снижения инфляции. Центробанк не может одновременно уменьшать инфляцию и удерживать выгодный для российской промышленности низкий курс рубля к доллару, поэтому если бездумно следовать советам МВФ, то интересами бизнеса придется пренебречь. Правда, об этой тонкости фонд молчит. В-шестых и в-седьмых МВФ просит ускорить административную реформу и приблизить банковское законодательство к международным стандартам.

Начать дискуссию