Банки

Стабфонд продали Центробанку

Полемика Минфина и Счетной палаты вокруг средств стабилизационного фонда продолжалась всю минувшую неделю. В пятницу был обнародован еще один релиз, в котором Минфин в очередной раз указывал на некомпетентность СП и доказывал, что никаких потерь от инфляции стабфонд не понес.

Полемика Минфина и Счетной палаты (СП) вокруг средств стабилизационного фонда продолжалась всю минувшую неделю. В пятницу был обнародован еще один релиз, в котором Минфин в очередной раз указывал на некомпетентность СП и доказывал, что никаких потерь от инфляции стабфонд не понес.

Логика СП чрезвычайно проста: поскольку Минфин не инвестировал средства стабфонда в 2004 году, значит, фонд потерял часть средств из-за инфляции. А именно около 23 млрд руб., по подсчетам палаты, которые и были озвучены в начале прошлой недели. Разгневанный Минфин в ответ выдал изрядную порцию публичных оскорблений в адрес СП, а также некоторое количество весьма противоречивой информации. В частности, в ведомстве Алексея Кудрина заявили, что средства стабфонда хранятся не в рублевых активах, а в резервах Центробанка, которые с прибылью размещаются в его золотовалютных резервах. А потому никаких потерь нет.
Счетная палата решила не отмалчиваться. Представитель палаты объяснил в четверг, что, согласно Бюджетному кодексу, средства стабфонда должны находиться не в резервах Центробанка, а на счетах по учету средств федерального бюджета федерального казначейства, открытых в ЦБ.

Ответ Минфина последовал в пятницу и гласил: «аккумулирование дополнительных и временных доходов от сверхвысоких цен на нефть позволяет не печатать излишние для экономики рубли. Имея рублевую запись на счетах стабфонда, можно гарантировать их золотовалютными запасами страны и в нужный момент размещать в государственные ценные бумаги наиболее стабильных мировых экономик».

Вся эта риторика напоминает разговор глухого со слепым на глазах у ничего не понимающей публики. Во-первых, ни Минфин, ни Счетная палата почему-то не желают озвучить тот факт, что разместить средства стабфонда в иностранных активах без использования золотовалютных резервов (ЗВР) невозможно. То есть, конечно, можно, но это приведет к плачевным последствиям. Для того чтобы купить бумаги класса ААА, сначала нужно обменять рублевые резервы на валюту: за рубли иностранные бумаги не купишь. Сделать это на открытом валютном рынке - значит просто выбросить рублевую массу в экономику, что приведет к скачку инфляции. Таким образом, единственный способ разместить стабфонд - это продать его за валюту Центральному банку. Золотовалютные резервы в этом случае уменьшатся на сумму стабфонда, зато последний будет уже валютным.

Совершенно непонятно, как дело обстоит в настоящий момент, и объяснения Минфина и ЦБ только запутывают. Если ЦБ купил стабфонд, то он стал частью ЗВР, причем частью, которую нельзя использовать для операций на открытом рынке. Фактически можно говорить об уменьшении мобильности резервов ЦБ, хотя размер ЗВР не меняется. При этом никакого рублевого стабфонда просто не существует - это стерилизованные Банком России деньги. Если же ЦБ просто поставил против рублевого пассива (стабфонда) валютный актив (часть ЗВР) и отчисляет доход от актива на погашение потерь стабфонда от инфляции (как это нарисовал зампред ЦБ Константин Корищенко),- то это абсолютный нонсенс, не имеющий никакого экономического смысла. Просто уменьшается доход от ЗВР и на эту же сумму искусственно пририсовывается доход стабфонду - это что-то новое в банковской практике.

Начать дискуссию