Скорее всего, скоро банки смогут самостоятельно избавляться от давно не использующихся, пустых, но продолжающих висеть на балансе счетов. Вчера комитет Госдумы по законодательству рекомендовал коллегам-депутатам принять во втором чтении соответствующие изменения в Гражданский кодекс.
Напомним, что сейчас банк имеет право закрыть неработающий счет своего клиента только по решению суда и только в специально определенных случаях. И работа над изменением ситуации ведется давно. Еще в июне прошлого года п редседатель банковского комитета Госдумы Владислав Резник говорил о нелегкой судьбе банков, которым приходится обслуживать пустые счета и нести «необоснованные издержки, связанные с их обслуживанием и обработкой сопутствующей информации». Были подготовлены поправки в Гражданский кодекс , которые разрешают кредитным организациям в одностороннем порядке закрывать брошенные счета, не прибегая к судебным разбирательствам.
Пока неработающим признается счет, по которому операции не проводились один год (в этом случае, согласно сегодняшним нормам ГК, банк уже может обращаться в суд). Но поправки увеличивают этот срок вдвое - для одностороннего расторжения договора с клиентом (и, соответственно, закрытия его счета) достаточно того, что на счете у клиента нет денег и по счету два года не проводилось операций. В этой ситуации банку достаточно послать клиенту уведомление о ситуации.
В прошлом июне Дума приняла эти поправки в первом чтении, но затем дело застопорилось почти на целый год. Лишь вчера комитет по законодательству наконец дал добро на принятие их во втором чтении. Заметным изменением стал лишь срок, за который кредитная организация должна предупредить клиента. Изначально предполагалось, что у клиента будет месяц на то, чтобы как-то отреагировать на предупреждение банка и не допустить закрытия своего счета, если, конечно он в нем еще заинтересован. Депутаты решили вместо одного месяца дать клиенту «на реакцию» два.
«Конечно, судя по скорости продвижения поправок во властных структурах, нововведения произойдут не в ближайшее время,- сообщил „Бизнесу” бухгалтер одного из московских банков.- Но когда бы они не произошли, несомненно, это облегчит нам работу».
Другое дело, что поправки могут обрадовать не все банки. Не секрет, что число клиентов часто составляет предмет отдельной гордости банкиров. Особенно если это банк розничный, активно работающий с населением. В подобных случаях, рассказывая о количестве клиентов, кредитные организации «забывают» уточнить, сколько счетов реально работает, а сколько лишь номинально числится.
Впрочем, никто не собирается заставлять банки закрывать «мертвые» счета. К тому же судебный порядок расторжения договора банковского счета тоже никто не отменяет. Так что каждая кредитная организация будет решать самостоятельно, с кем из своих «бесплотных» клиентов расставаться и каким образом это делать.
Начать дискуссию