Банки

Скандал с Банком Москвы вскрыл зияющие пустоты в антикоррупционном законодательстве

Центральный банк России долгое время закрывал глаза на состояние дел в Банке Москвы.

Центральный банк России долгое время закрывал глаза на состояние дел в Банке Москвы. Об этом на конференции в Совете Федерации РФ "Формирование системы антикоррупционного законодательства в сфере финансовых отношений" заявил аудитор Счетной палаты РФ Михаил Бесхмельницын. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

Скандал с Банком Москвы - хороший повод разобраться в коррупционных схемах, к которым причастны госструктуры, считает Бесхмельницын. Он напомнил о том, что Счетная палата с декабря по март проводила проверку банка и сделала вывод, что тот находится в очень серьезном положении.

"Я прямо сказал на пресс-конференции, что у Банка Москвы есть мины замедленного действия, - напомнил аудитор. - Мы предложили провести фронтальную ревизию кредитного портфеля банка, отстранив от занимаемых должностей тех, кто эти кредиты выдавал". К сожалению, через некоторое время все наши выводы и предположения подтвердились, а государство теперь вынуждено выделять огромные ресурсы на спасение банка".

"А что, там до Счетной палаты не было никаких проверок? - задал риторический вопрос Михаил Бесхмельницын. - Там не было представителей Центробанка? Не было аудиторских проверок, которые подтверждали отчетность Банка Москвы и по российским, и по международным нормам финансовой отчетности?".

"Государство в лице государственного банка ВТБ покупало фактически контрольный пакет БМ - 46%, - продолжил аудитор. - Более того, одновременно за 31 миллиард рублей были выкуплены акции у бывшего руководителя банка, который сегодня из Лондона вещает насчет того, что дешево их продал. Есть ли у нас в законодательстве нормы ответственности акционеров и владельцев активов, которые продали этот актив, заранее зная, что он того не стоит? Их нет, в отличие от международной практики".

"Перед продажей развернули пиар-акцию, мол, к Бородину наперебой обращаются за покупкой, на биржах его пакет вырос на 13%, - отметил Бесхмельницын. - Когда мы проанализировали, сколько акций продавалось на бирже - по их же отчетности, оказалось, что всего 4%. Когда же мы влезли в ситуацию поглубже, то оказалось, что за полтора года на бирже торговалось всего 0,5% акций банка. За недостоверную информацию надо как-то отвечать? В законодательстве ничего об этом нет. Продавец в магазине за испорченную колбасу отвечает, а продавец "некачественных" акций на миллиард долларов не отвечает ни за что".

"Другой вопрос - конечные бенефициары тех организаций, которые воспользовались кредитными ресурсами БМ, - подчеркнул Бесхмельницын. - У банка брали кредиты фирмы-"пустышки", у которых из имущества столы да стулья, и те, может быть, уже проданы. А потом они передавали деньги конечным бенефициарам, в том числе в офшоры. А конечные бенефициары несут ответственность не перед банком, а вот перед этими пустышками. Нет у нас в законе такой субординарной ответственности, хотя мировая практика, опять же, говорит об обратном. British Petroleum при разливе нефти в Мексиканском заливе выступала конечным бенефициаром, по документам она была непричастна к злосчастной платформе, однако ее вынудили потратить 13 миллиардов долларов на ликвидацию последствий".

Российское законодательство на этот счет должно быть срочно изменено, а Счетная палата должны быть наделена дополнительными функциями контроля, подытожил Бесхмельницын. В том числе полномочиями самостоятельно возбуждать административное производство.

Комментарии

2