Кредитование

Практически вся реклама "быстрых денег" принадлежит организациям, не имеющим статус микрофинансовых

Гражданский кодекс сегодня не препятствует любой организации оказывать услуги по выдаче микрозаймов гражданам, при этом проконтролировать соблюдение прав потребителей очень сложно.

Гражданский кодекс сегодня не препятствует любой организации оказывать услуги по выдаче микрозаймов гражданам, при этом проконтролировать соблюдение прав потребителей очень сложно. Об этом 17 октября в ходе X Национальной конференции по микрофинансированию заявил президент Национальной ассоциации участников микрофинансового рынка (НАУМИР) Михаил Мамута. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

"Мы в НАУМИР провели исследование, - сообщил Мамута. - Открыли газету "Метро", раздел финансовые услуги и нашли там примерно 50 объявлений о быстрых займах и кредитах. Не поленились, прозвонили их все - оказалось, что ни одна из них не имеет статуса микрофинансовой организации или кредитного кооператива. Гражданский кодекс позволяет этим структурам работать вполне легально, но мы не можем гарантировать, что права потребителей там соблюдаются".

"Между тем участник реестра МФО обязан соблюдать не только финансовые стандарты, оговоренные в недавно вступившем в силу законе о микрофинансировании, но и соблюдать права потребителя, - продолжил глава НАУМИР. - То есть раскрывать полную стоимость процентной ставки, не брать проценты при досрочном возврате займа, иметь публичные правила предоставления микрозайма и знакомить с ними клиента еще до заключения договора".

Практически все подобные объявления рекламируют так называемые "займы до зарплаты" (в англоязычной терминологии - PayDayLoans). Именно они выдаются под ставку в сотни процентов годовых и вызывают повышенное, если не сказать скандальное внимание прессы. По статистике НАУМИР, займы до зарплаты составляют не более 5-7% от объема всех микрозаймов, предоставляемых официальными МФО. Объем серого и черного рынка Мамута определить затруднился. Между тем, по уверениям НАУМИР, средняя ставка по микрокредитам в России не превышает 27,9% годовых. Средний срок микрокредитования - от 3 месяцев до 2 лет (до 1 года -80%. Ожидается, что к концу 2011 года объем рынка МФО дойдет до 33 миллиардов рублей. Из них 45% микрозаймов выданы на развитие бизнеса, 55% - на потребительские нужды.

Начать дискуссию