Банки

Банки просят дать им больше полномочий по выяснению информации о подозрительных клиентах

Российские банки готовы принимать более активное участие в борьбе с отмыванием доходов, но для этого нужно законодательно закрепить их полномочия запрашивать у клиентов необходимую информацию.
 Банки просят дать им больше полномочий по выяснению информации о подозрительных клиентах
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Российские банки готовы принимать более активное участие в борьбе с отмыванием доходов, но для этого нужно законодательно закрепить их полномочия запрашивать у клиентов необходимую информацию. Об этом 26 апреля в ходе международной научно-практической конференции "Повышение эффективности российской системы ПОД/ФТ: новые вызовы и стратегические задачи" заявил исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Андрей Емелин. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

В феврале 2012 года межправительственная организация ФАТФ (FATF - Financial Action Task Force on Money Laundering) приняла новую редакцию Рекомендаций, на основе которых строятся национальные законы по борьбе с отмыванием денежных средств. Вслед за этим Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) подготовила проект изменений в некоторые российские законодательные акты, в первую очередь в закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - закон №115-ФЗ).

В рамках обсуждения законопроекта Ассоциация российских банков предлагает внести в него некоторые поправки, сообщил Андрей Емелин. В частности, вице-президент АРБ отметил, что действующие нормативно-правовые акты не предусматривают ни обязанности клиента предоставить по запросу кредитной организации сведения и документы, необходимые для контроля за ПОД/ФТ, ни права банка запрашивать такие документы, ни способов прекращения с его стороны выявленных подозрительных операций. До настоящего времени деятельность кредитных организаций сводится к пассивному выявлению подозрительных операций и направлению сведений о них в контролирующий орган.

Между тем, банки, по словам Емелина, готовы к более активной роли. А для этого нужно законодательно закрепить переход от модели обязательного контроля к модели риск-ориентированного контроля исключительно за подозрительными операциями. То есть дифференцировать усилия: с одной стороны, дать банкам право в отношении клиентов с низким уровнем риска не применять меры статьи 7 закон №115-ФЗ, а в отношении подозрительных клиентов, наоборот, дать больше полномочий по истребованию документов.

Законопроект Росфинмониторинга предлагает наделить банки правом в одностороннем порядке отказываться от исполнения договора банковского счета (вклада), если клиент осуществляет подозрительные операции. Но АРБ не согласна с перечнем оснований для отказа, в частности, включением в него операций, "не имеющих очевидного экономического смысла", а также "не соответствующих видам деятельности организации". Критерии таких операций слишком размыты, поэтому такие формулировки лучше вовсе исключить, заявил Андрей Емелин.

Помимо этого, законопроект закрепляет в законе №115-ФЗ новое понятие "бенефициарный владелец". Необходимо законодательно закрепить средства и правовые механизмы для получения соответствующей информации у клиентов, подчеркнул Емелин. Действующие нормы закона 115 жестко ограничивают перечень сведений, которые банки могут запрашивать у клиента. А еще лучше, по мнению банкиров, было бы возложить обязанности по установлению всей цепочки бенефициаров и контролирующих лиц не на кредитные организации, а на регистрационный орган (внеся необходимые изменения в закон 129), и в дальнейшем передавать эту информацию банкам вместе со сведениями из ЕГРЮЛ.

Бухгалтеры

Зачем у «Клерка» так много Телеграм-каналов? Полный список с описанием

У «Клерка» девять каналов в Телеграме. Кажется, что много, однако каждый канал решает свои уникальные задачи и отвечает на разнообразные запросы бухгалтеров и предпринимателей.

Зачем у «Клерка» так много Телеграм-каналов? Полный список с описанием
3

Комментарии

1
  • grupp

     "не имеющих очевидного экономического смысла", а также "не соответствующих видам деятельности организации".

    Очерендая противоречащая конституции инициатива