Центробанк и МНС ведут спор о наличности

Спор МНС и Центробанка о том, что считать безналичными расчетами, поставил некоторых плательщиков налога с продаж в крайне затруднительное положение. Например, компания МГТС взимает с клиентов налог на услуги связи, оплаченные через банковские отделения без открытия счетов. Налоговики утверждают, что оплата квитанции через банк - это наличная операция и налог платить нужно, хотя денежные власти в лице Центробанка убеждены в обратном.

Спор МНС и Центробанка о том, что считать безналичными расчетами, поставил некоторых плательщиков налога с продаж в крайне затруднительное положение. Например, компания МГТС взимает с клиентов налог на услуги связи, оплаченные через банковские отделения без открытия счетов. Налоговики утверждают, что оплата квитанции через банк - это наличная операция и налог платить нужно, хотя денежные власти в лице Центробанка убеждены в обратном.

За последние полгода Центробанк издал два малоприятных для МНС документа. В письме от 24 марта 2003 г. ЦБ доказал, что прошлогодние ставки налога на владельцев транспортных средств на самом деле были ровно в 1000 раз меньше, чем пришлось заплатить автолюбителям. Денежные власти вспомнили, что федеральным законом ставки не индексировались с 1991 г. , поэтому с учетом деноминации 1998 г. налог нужно применять с коэффициентом 0,001. Другими словами, за авто с мощностью до 100 л. с. платить нужно было не 50 коп. с каждой единицы мощности, а 0,05 коп.

4 января 2003 г. ЦБ выпустил письмо "О переводах денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов". В письме говорится, что такой перевод относится к безналичным расчетам. Документ стал откровением для компаний связи, клиенты которых вносят абонентскую плату и оплачивают междугородние звонки через банки без открытия счета (т. е. попросту оплачивают квитанции). Ведь налоговики всегда объясняли плательщикам, что такие расчеты являются наличными (эта позиция отражена, например, в инструкции УМНС по Москве от 23 июня 1999 г. и подтверждается в письмах УМНС по Москве от 14 апреля 2000 г. и от 3 марта 2001 г. ).

Узнав, что денежные власти придерживаются противоположной точки зрения, компания МГТС, которая может столкнуться с недовольством абонентов, написала запрос в Управление МНС по Москве, но содержательного ответа не получила до сих пор (УМНС пришлось обратиться за ним в МНС, которое пока не ответило). Руководитель управления по информации и общественным связям МГТС Анна Бойко говорит, что прекратить взимать налог, не дождавшись ответа министерства, компания не решается.

Цена вопроса довольно велика. В прошлом году МГТС получила от населения 2,325 млрд руб. , говорит Бойко, 5% -ный налог с этой суммы составляет примерно 116 млн руб. По данным Минсвязи, в 2002 г. традиционные операторы связи получили от населения 40,5 млрд руб. (налог с этой суммы превышает 2 млрд руб. ). Правда, как пояснил чиновник Минсвязи, не все абоненты оплачивают квитанции через банки - некоторые приносят деньги непосредственно в отделения связи, но отдельной статистики по видам расчетов у министерства нет.

Налоговые консультанты убеждены в правоте ЦБ и в том, что налог платить не нужно. Главный юрист "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Марина Ивлиева ссылается на ст. 861 и 862 Гражданского кодекса, в которых говорится, что безналичные расчеты производятся через банки в различных формах, предусмотренных законом и "обычаями делового оборота". А партнер "Делойт и Туш СНГ" Геннадий Камышников добавляет, что в судебных спорах с МНС компании могут смело ссылаться на письмо ЦБ. Ведь именно Центробанк регулирует безналичное и наличное денежное обращение, поэтому его мнение вполне авторитетно, говорит эксперт. По словам чиновника МНС, налоговики готовят сейчас официальные разъяснения по этому вопросу.

Впрочем, если налоговое министерство будет упорствовать, можно ожидать осложнений. По закону наличные денежные расчеты с населением производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин, говорит Ивлиева. Если МНС считает оплату счетов через банк наличной операцией, чиновники должны быть последовательными и заставить все банки установить во всех своих отделениях ККМ.

Начать дискуссию