Самым быстрорастущим сегментом рынка страхования в России в 2011 году стало так называемое банкострахование (продажа страховок через банковские каналы). В свою очередь, внутри сегмента основная доля доходов досталась так называемым кэптивным ("карманным") страховщикам - компаниям, организованным самими банками для собственных нужд. Об этом 31 мая в ходе пресс-конференции "Банкострахование: передел рынка?" сообщил заместитель генерального директора рейтингового агентства "Эксперт РА" Павел Самиев. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
В 2011 году рынок банкострахования составил 125 миллиардов рублей, что на 32% выше объема 2010 года. И быстрее всего росли на нем страховые компании, аффилированные с самими банками - за год они увеличили свою долю рынка c 15% до 28%. Тройка лидеров по темпам прироста взносов состоит из кэптивных страховых компаний ВТБ, Росбанка и банка "Русский стандарт".
На второе место по объему взносов после страхования автокаско вышло страхование жизни и здоровья заемщика при потребительском кредитовании (прирост за 2011 год – 53%). "Это рынок, который банки искусственно создали с целью максимизации своего дохода, а не снижения рисков, - отозвался об этом феномене вице-президент «Страховой группы МСК» Сергей Ефремов. - Кто создал – тот и получает дивиденды. На мой взгляд, страхование жизни и здоровья при выдаче кредитов требует контроля со стороны ФАС".
Ожидается, что в течение 2012 года "карманные" банковские страховщики сосредоточат в своих руках еще большую долю розничного рынка. Ранее сообщалось, что в 2011 году Сбербанк купил страховую компанию "Альянс Лайф", а "Россельхозбанк" - компанию "Газгарант" (переименована в РСХБ-Страхование). По оценкам участников рынка, комиссия банку от продажи услуг по страхованию жизни и здоровья розничных заемщиков колеблется от 50% (для аффилированной компании) до 70% (для "постороннего" страховщика).
Страхование рисков заемщиков - юридических лиц не столь привлекательно, как розница (на его долю в 2011 году пришлось лишь 19%). Причиной этому называется повышение доли беззалогового кредитования. Общий объем кредитования малого и среднего бизнеса нарастает, но все чаще в ход идут не залоги имущества, а страхование товаров в обороте (+86% за 2011 год). "Наряду с этим банки, выдавая коммерческий кредит небольшой компании или индивидуальному предпринимателю, все чаще требуют от бизнесменов застраховать свою жизнь и здоровье", - заметил исполнительный директор страховой компании "МАКС" Андрей Мартьянов. По его словам, это служит банкам дополнительной гарантией возврата займа. Как правило, страховое покрытие превышает сумму выданного кредита.
Ссылки по теме:
Страховщики предлагают пользователям банкоматов застраховать себя от грабежа только что обналиченной суммы – Клерк.Ру, 24.05.12
Брак по расчету – Клерк.Ру, 02.05.12
Банкам могут запретить быть страховыми агентами – Клерк.Ру, 03.02.12
Начать дискуссию