Кредитование

Банки будут проверять новых заемщиков через соцсети и госбазы данных

В борьбе за остатки розничной клиентуры банкам придется брать на вооружение новые методы анализа.
Банки будут проверять новых заемщиков через соцсети и госбазы данных
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

В борьбе за остатки розничной клиентуры банкам придется брать на вооружение новые методы анализа. Об этом в ходе круглого стола "Потребительское кредитование в России: опасная гонка", организованного рейтинговым агентством "Эксперт РА", заявил член правления банка «ТРАСТ» Григорий Варцибасов. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

По статистике, за год объем так называемых необеспеченных кредитов населению (то есть выданных без залога со стороны заемщика) вырос на 65%, составив около 4,1 трлн. рублей. Около 70% его приходится на кредиты наличными, еще 21% - на банковские карты, остальные 9% - кредиты, выдаваемые в торговых точках.

Эксперты утверждают, что резерв дальнейшего роста розничного кредитования за счет первоклассных заемщиков практически исчерпан. Уже сегодня основной поток заявок поступает от клиентов, которые обременены несколькими действующими кредитами.

«Действительно, кредитная нагрузка на российских заемщиков из года в год увеличивается, - признал Григорий Варцибасов. - По соотношению задолженности заемщиков к их доходу мы опережаем развитые страны. При этом общее число частных лиц, пользующихся банковскими кредитами, в масштабах страны растет незначительно. Дальнейший рост розничного кредитования, скорее всего, будет связан с расширением аудитории, выходом в сегмент, где сейчас работают преимущественно МФО. Есть клиенты, которым банки отказывают на основании результатов официального скоринга – в нашем банке это, как правило, около 60% заявок. Вот в них и надо копаться. Это клиенты, конечно, непростые, но это не означает, что все они плохие. В ближайшем будущем в борьбе за розничного клиента победят те банки, которые научатся выделять хороших клиентов из «серой» зоны. В ход пойдут новые технологии. Помимо традиционных источников – реестров бюро кредитных историй, справок об официальных доходах и так далее, банки должны будут научиться «просеивать» социальные сети в интернете, а также пользоваться базами данных, в которых содержатся сведения об оплате гражданами жилищно-коммунальных услуг, мобильной связи и так далее». Именно анализ таких источников, по словам Варцибасова, позволит банкам понять, можно ли доверять тому или иному претенденту на кредит, несмотря на его прежний неудачный опыт.

Начать дискуссию