Банки

Сбербанк никому не расскажет о своих заемщиках

Крупнейший участник рынка потребительского кредитования Сбербанк будет держать информацию о своих заемщиках при себе.
Сбербанк никому не расскажет о своих заемщиках

Крупнейший участник рынка потребительского кредитования Сбербанк будет держать информацию о своих заемщиках при себе. В пятницу банк сообщил о создании собственного бюро кредитных историй «Инфокредит», где и будут храниться эти данные. У остальных банков осталось всего три дня, чтобы заключить договоры о передаче информации по кредитам с существующими бюро. Однако уложиться в срок успеют не все.

Согласно закону «О кредитных историях», все российские банки до 1 сентября должны заключить договоры о предоставлении данных о своих заемщиках хотя бы с одним кредитным бюро. До последнего времени в России было зарегистрировано два крупных кредитных бюро: «Экспириан-Интерфакс», учрежденное крупнейшим мировым кредитным бюро Experian совместно с группой «Интерфакс», и Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), созданное по инициативе Ассоциации российских банков.
Однако работа с существующими бюро устраивает не всех. Два крупнейших игрока рынка потребительского кредитования - Сбербанк (выдавший на 1 июля 2005 года 396,2 млрд руб. кредитов частным лицам) и «Русский стандарт» (44,3 млрд руб.) - решили создавать собственные бюро, о чем оба заявили еще в июле. Пресс-секретарь банка «Русский стандарт» Артем Лебедев подтвердил «Бизнесу», что бюро кредитных историй сейчас находится в процессе регистрации и банк уложится в сроки, отведенные законом. А Сбербанк уже выполнил обещание: в пятницу он сообщил о том, что 24 августа стал акционером ЗАО «Бюро кредитных историй „Инфокредит”» с долей 50% (по закону, доля одного банка в капитале бюро не должна превышать как раз 50%). Это бюро будет крупнейшим из существующих в России.

В пресс-службе Сбербанка не смогли ответить на вопрос, кому принадлежит вторая половина в капитале «Инфокредита»; данных об этой компании нет также ни в одном из доступных «Бизнесу» источников. «Сбербанк мог пригласить в качестве партнера любую формально не аффилированную с ним компанию, чтобы выполнить требование закона,- говорит пожелавший остаться неназванным представитель крупного банка.- Но среди владельцев оставшихся 50% в капитале кредитного бюро, скорее всего, есть ряд других кредитных организаций».

К появлению у Сбербанка собственного кредитного бюро участники рынка относятся по-разному. Директор департамента Банка Москвы Роман Воробьев считает решение Сбербанка логичным: «Желание сохранить информацию о клиентах внутри банка вполне оправданно». А по мнению вице-президента Ситибанка Натальи Николаевой, кредитные бюро, контролируемые одним-двумя участниками рынка, не будут способствовать снижению кредитных рисков в банковской системе, что затрудняет реализацию главной цели, ради которой система кредитных бюро и создавалась. «Появление кэптивных кредитных бюро негативно повлияет на возможность создания эффективной базы данных по заемщикам для всего рынка»,- уверена она.

Автоматизация учета

RPA и Росфинмониторинг

Программная роботизация взаимодействия с Росфинмониторингом давно применяется, но… среди кейсов традиционно фигурирует один: «робот зашел на сайт РФМ — вбил ФИО в строку поиска — проверил гражданина на нахождение в списках нехороших людей». Неплохо, но взаимоотношения с Росфинмониторингом на этом не исчерпываются. Давайте посмотрим на еще несколько направлений.

RPA и Росфинмониторинг

Начать дискуссию