У российских банков недостает средств

Банк России, оценивая нынешнее состояние отечественного банковского сектора как в целом устойчивое, беспокоится по поводу негативных тенденций, способных эту устойчивость подорвать. Качество и размер собственных средств кредитных организаций – предмет тревог руководства ЦБ. С другой стороны, Центробанк и сам прикладывает руку к тому, чтобы капиталы банков «сдувались».

Центробанк беспокоится из-за снижения достаточности банковских капиталов, но и сам прикладывает к этому руку

Отдел финансовых рынков

Владимир Федорцов

Банк России, оценивая нынешнее состояние отечественного банковского сектора как в целом устойчивое, беспокоится по поводу негативных тенденций, способных эту устойчивость подорвать. Качество и размер собственных средств кредитных организаций – предмет тревог руководства ЦБ. С другой стороны, Центробанк и сам прикладывает руку к тому, чтобы капиталы банков «сдувались».

«Настораживает продолжающаяся тенденция к снижению средней достаточности капитала, – заявил на минувшей неделе председатель Центробанка России Сергей Игнатьев. – Тенденция... говорит о том, что рост капиталов отстает от роста объемов осуществляемых операций. Наш вывод состоит в том, что это может увеличить риски стабильности как отдельных банков, так и банковской системы в целом».

По оценке Центробанка, на 1 мая средняя достаточность капитала российских банков составила 20,9%. Правда, не известно в точности, каким этот показатель был раньше, посему сложно оценить динамику процесса. С другой стороны, норматив достаточности капитала установлен ныне на уровне 2%. Его рост до 10%-й отметки лишь предполагается к 2005 г. для «мелких» кредитных организаций и к 2007 г. – для всех банков, независимо от их размера. То есть банковский сектор в целом от нехватки собственных средств не страдает.

Однако «средние по палате» показатели в данном случае не показательны. В банковском бизнесе все находятся «в одной лодке», кризис одного банка может повлечь далеко идущие последствия для системы в целом. Подобное уже наблюдалось и в мире, и в России.

Необходимо отметить также, что беспокоящая Сергея Игнатьева тенденция сформировалась во многом из-за проводимой денежно-кредитной политики. У капитала, по большому счету, два крупных источника пополнения – нераспределенная прибыль и взносы учредителей. Но рентабельность банковского бизнеса снижается по мере падения доходности финансовых рынков и роста издержек, обусловленного ужесточением конкуренции. Банки стали больше тратиться на развитие розничных услуг, на конкурентную оплату персонала, на внедрение новых программ, да и довольно-таки дорогостоящий переход на МСФО стоит уже на повестке дня. С другой стороны, значительное число компаний-владельцев банков сталкивается с теми же объективными трудностями.

По оценке председателя АРБ Гарегина Тосуняна, рентабельность банковского бизнеса, рассчитываемая как отношение прибыли к активам, не превышает 2%. Правда, прибыльность капитала на порядок выше. Но в условиях, когда пассивы становятся все более дорогими, а активы – менее доходными, неизбежно снижение и нормы, и массы прибыли.

Сергей Игнатьев также заявил, что он лично будет следить за выполнением банками принятой весной инструкции, обязывающей кредитные организации вычитать из величины собственного капитала «ненадлежащие» активы. Первые жертвы нового документа уже появились. По словам директора департамента банковского регулирования и надзора Центробанка Алексея Симановского, из 60 проверенных ЦБ кредитных организаций «чистыми» оказались собственные средства лишь у 22 банков. Остальные признались, что в той или иной степени пользовались схемами «накачки». Двое, правда, попытались поспорить, но безуспешно. ЦБ их капиталы «чистыми» не находит и заставит их пересчитать все «по-честному», заявил Алексей Симановский. Он не исключил, что после того, как эти два банка вынуждены будут "сдуть" капитал, они могут столкнуться с проблемами по другим показателям.

В целом же руководство Центробанка взяло курс на укрупнение кредитных организаций. По прогнозу первого зампреда Банка России Андрея Козлова, через десять лет в России останется не больше сотни банков вместо нынешних 1200. Из них пять-шесть наиболее крупных будут участвовать в экспансии на международные рынки, около двух десятков кредитных организаций будут работать в странах ближнего зарубежья. На внутреннем рынке будут действовать два-три десятка крупных универсальных многофилиальных банка. Но окажется ли такая система более устойчивой, пока абсолютно неясно.

Начать дискуссию