Зафиксированная в первом чтении законопроекта о банкротстве физлиц норма задолженности, позволяющая должнику претендовать на статус банкрота, нуждается в изменении. Об этом 6 февраля в ходе конференции «Судебная реструктуризация задолженности. Институт банкротства физических лиц в России» заявил ведущий советник управления частного права Высшего арбитражного суда РФ Олег Зайцев. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
Как известно, в ноябре 2012 года, после шестилетней «раскачки» Госдума наконец приняла в первом чтении проект закона о банкротстве физлиц. Сейчас готовится его второе чтение, и похоже, что поправки будут весьма значительными. В частности, с разных сторон критикуется установленная планка задолженности, позволяющая должнику претендовать на статус банкрота - 50 тыс. рублей. Представители банковского сообщества предлагают повысить ее до 200 или даже 500 тыс. рублей.
В частности, Олег Зайцев отметил, что Высший арбитражный суд предлагает вообще не фиксировать в законе минимальную сумму долга. Инициатива в деле о банкротстве, уверен Зайцев, должна принадлежать кредитору, и он сам будет определять, при каком уровне долга начинать процедуру.
По статистике Национального бюро кредитных историй (НБКИ), к концу 2012 года количество россиян, имевших или имеющих в настоящий момент дело с кредитами, выросло с 60% до 80% экономически активного населения. Около 20% кредитов населению выданы на сумму менее 10 тыс. рублей. Примерно 40% - на сумму от 10 до 50 тыс. рублей. 14% - на сумму от 50 до 100 тыс. рублей. 19% - от 100 до 500 тыс. рублей. И наконец, лишь 5% - на сумму более 500 тыс. рублей.
«Законопроект должен учитывать то, что банкротство – исключительное событие в кредитном процессе, - уверен генеральный директор НБКИ Александр Викулин. - Случаи банкротства или несостоятельности ни в коем случае не должны быть массовыми».
Соответственно, если поднять в законопроекте планку с 50 до 500 тыс. рублей, в процесс будут потенциально вовлечены не более 60% заемщиков, как сейчас, а лишь 5%.
«Необходимо добиться четкого понимания заемщиками того, что банкротство – очень крайняя мера, - резюмировал Викулин. - Информация о банкротстве не просто ограничит доступ к кредитам, но практически не позволит пользоваться в дальнейшем заемными средствами. Соответственно, каждому гражданину следует приложить все усилия, чтобы его не допустить».
Начать дискуссию