В минувшем году факторингом начали пользоваться крупнейшие промышленные компании, которые ранее не знали о потенциале этого финансового инструмента. Об этом 22 мая в ходе конференции «Факторинг в России-2013», организованной рейтинговым агентством «Эксперт РА», сообщил генеральный директор компании «ВТБ факторинг» Антон Мусатов. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
Объем рынка факторинга по итогам 2012 года составил 1,45 триллиона рублей. Темпы его прироста относительно 2011 года замедлились, однако динамика рынка факторинга - плюс 65% - по-прежнему существенно (иногда в разы) опережает динамику других сегментов финансового рынка. Доля факторинга в ВВП в 2012 году составила 2,3% против 1,6% годом ранее. Стоит отметить, что такие показатели в немалой степени были обеспечены рекордным ростом самого «ВТБ факторинга».
Главной тенденцией 2012 года стало усиление специализации факторов. В 2011-2012 годах высокий уровень конкуренции и, как следствие, низкая стоимость факторинга, сопоставимая со стоимостью кредита, привели к перетоку клиентов в этот сегмент из банковского кредитования. Часть факторов, предлагавших наиболее низкие ставки, столкнулась с большим потоком клиентов, которых стало все сложнее обслуживать. Чтобы добиться приемлемого уровня рентабельности и качества услуг, они вынуждены были сократить обслуживание малого и частично среднего бизнеса (а то и вовсе отказаться от него). «В результате факторинг начал четко и индивидуально работать для крупного, малого и среднего бизнеса со своими ценовыми ставками и условиями», - отметил Мусатов.
Что касается отраслевой принадлежности клиентов факторинга, то, по данным «Эксперт РА», лидером, как и прежде, продолжает оставаться оптовая торговля (59,4% рынка). Далее следуют обрабатывающие производства (31%). Интересно, что в последние два года факторинг получил заметное распространение в сфере услуг, ранее практически не прибегавшей к этому инструменту. Участники конференции сошлись в мнении, что такие отрасли, как рекламная деятельность, грузоперевозки, кейтеринг, клининг и другие могут обеспечить рынку существенный прирост. Подросли за год обороты факторинга и в строительстве. А вот в розничной торговле они, наоборот, стремятся к нулю.
Рынок факторинга растет темпами, которые удивляют даже его участников
В минувшем году факторингом начали пользоваться крупнейшие промышленные компании, которые ранее не знали о потенциале этого финансового инструмента.
Начать дискуссию