После кризиса 2008 года других источников роста экономики, кроме роста потребления, основанного на розничном кредитовании, не наблюдалось. И если «перекрыть кран» этому кредитованию, последствия для экономики могут быть самые неблагоприятные. Об этом в ходе круглого стола «Доступность кредитов – угроза для заемщиков?» заявил Сергей Григорян, начальник аналитического департамента Ассоциации российских банков. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
Кредитная нагрузка на потребителей в РФ достигла рекордного уровня. В сентябре суммарный портфель розничных ссуд в России составлял 8,8 трлн. рублей – это 61 тыс. рублей на душу населения, включая младенцев и пенсионеров. Если учитывать только работающее население, то выйдет, что объем кредитов на одного работающего россиянина приближается к четырем его месячным зарплатам (по мнению Росстата, средняя зарплата в августе составляла 30 тыс. рублей).
Тревожиться не о чем, уверен Сергей Григорян. Объем кредитов на душу населения в России до сих пор ниже, чем в развитых европейских странах (если переводить цифры в доллары или евро). «Но почему-то у них не говорят, что население перекредитовано, рынок перегрет и так далее, - отметил представитель АРБ. - И депозитов населения в российских банках в сумме больше, чем выдано розничных кредитов. На погашение кредитов, по статистике, россияне сегодня направляют 12-13% доходов. Это тоже вполне приемлемый показатель».
«После кризиса 2008 года других источников роста экономики, кроме роста потребления, основанного на розничном кредитовании, к сожалению, не наблюдалось, - напомнил Григорян. - Только в 2008-2009 годах мы перешли к модели потребления, основанной на сбережениях, но быстро отказались от нее. Поэтому, если законодательно «перекрыть кран» розничного кредитования, могут наступить, на мой взгляд, самые неблагоприятные последствия для российской экономики».
От себя отметим, что статистика, как всегда, вещь лукавая. Например, говоря о более значительном, чем в России, среднедушевом объеме кредитов в европейских странах, нельзя не упоминать о составе этих кредитов. Во всех этих странах основу портфеля составляет ипотека - у нас же, наоборот, люди, наоборот, чаще кредитуются, как принято говорить, на покупку чайника. При этом в итоге выплачивая сверху очень немалый процент от стоимости этого чайника.
По расчетам Bank of America Merrill Lynch, основанным на данных ЦБ РФ, долговая нагрузка очень сильно различается в различных группах населения России, в зависимости от их дохода. И если в группе со среднемесячным доходом на уровне 100 тыс. рублей расходы на обслуживание долга не превышают 8% от этого дохода, то в группе с минимальными доходами они приближаются к 100%. Что касается тех самых «средних по Росстату» 30 000 рублей в месяц, то у этой группы на обслуживание долга уходит около четверти месячного заработка.
Банкиры сами не раз признавались, что чересчур «разогрели» рынок, выдавая деньги буквально всем и каждому. И теперь, несмотря на успокаивающие средние показатели, ясно, что есть немало людей, которые за последние годы оказались в долговой яме. Стоит ли продолжать такой «экономический рост»?
АРБ: ограничение розничного кредитования может подкосить российскую экономику
После кризиса 2008 года других источников роста экономики, кроме роста потребления, основанного на розничном кредитовании, не наблюдалось.
Комментарии
1Цитата:
" И если «перекрыть кран» этому кредитованию, последствия для экономики могут быть самые неблагоприятные. "
Плохо, когда в товарищах согласья нет. ЦБ сетует на закредитованность, а банкиры боятся, как бы темпы кредитования не снизились.