Банки

Росфинмониторинг предостерегает банки от злоупотребления правом разрыва договора с сомнительными клиентами

Банки должны применять недавно полученное право разрыва договора с клиентом лишь в тех случаях, когда они уверены в факте систематического нарушения закона.
Росфинмониторинг предостерегает банки от злоупотребления правом разрыва договора с сомнительными клиентами
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Банки должны применять недавно полученное право разрыва договора с клиентом лишь в тех случаях, когда они уверены в факте систематического нарушения закона. Об этом 18 декабря в ходе конференции «Актуальные вопросы реализации государственной политики в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» сообщил Павел Ливадный, заместитель директора Федеральной службы по финансовому мониторингу. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

Павел Ливадный напомнил, что в соответствии с законом №134-ФЗ статья 7 закона №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» дополнена двумя положениями. Теперь банки, имея подозрения в нелегальности операции, имеют право отказать клиенту в проведении платежа, а в случае повторения таких инцидентов в течение календарного года принять решение о разрыве отношений с клиентом. Клиенты, в свою очередь, могут оспаривать подобное решение банка в суде.

«Но это палка о двух концах, - предупредил Ливадный. - С одной стороны, банкам надо заботиться о санации сектора, а с другой - о повышении уровня просвещенности клиентов, понимания ими особенностей функционирования финансовых рынков в плане предотвращения незаконных операций. Поэтому банки должны применять право разрыва договора с клиентом точечно, когда в нелегальности платежа нет никаких сомнений, а операции носят систематический характер. Надо помнить, что разрыв договора - это однозначное «вышибание» из системы. Если банк принял такое решение, очевидно, что в другой банк клиент уже не пойдет».

Замдиректора Росфинмониторинга напомнил о том, что в той же статье 7 закона №115-ФЗ говорится о принципе надлежащей работы с клиентом - в обиходе обозначаемого как «знай своего клиента».

«Иначе возникают риски перетекания средств клиентов в слабо контролируемые секторы - микрофинансовые организации, потребительские финансовые кооперативы, или же еще менее подконтрольный сектор электронных денег, - предостерег Павел Ливадный. - Ну а если бывший клиент перейдет к использованию системы Биткойнс, риск можно переводить в разряд критического. Кроме того, уже зафиксированы случаи коррупции в банковской сфере, когда от клиента требуют заплатить под угрозой быть выкинутым из делового оборота. Закон дал банкам высокотехнологичное оружие, и не надо превращать его в первобытную дубинку».

Начать дискуссию