Валютный рынок

Сбербанк призывает ЦБ РФ «успокоить рынки», чтобы не усугублять падение рубля

Пассивная позиция Центробанка сыграла немалую роль в «валютной панике» последних дней.
Сбербанк призывает ЦБ РФ «успокоить рынки», чтобы не усугублять падение рубля
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Пассивная позиция Центробанка сыграла немалую роль в «валютной панике» последних дней. Об этом 5 февраля в ходе брифинга, посвященного презентации исследования «Российский рубль: теперь укрепление, пожалуйста», заявила Юлия Цепляева, директор Центра макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

Со стороны внешнего сектора первый квартал сезонно считается самым благоприятным для валютного курса рубля, говорится в исследовании Сбербанка. За последние четыре года профицит торгового оборота в первом квартале оказывался самым большим в рамках года, оказывая фундаментальную поддержку курсу рубля и обуславливая традиционное удорожание рубля в первом квартале. Но в этом году традиция была нарушена.

По оценке ЦМИ, на начало 2014 года равновесный курс рубля составлял 33,2 руб./долл. Таким образом, текущий валютный курс рубля заметно слабее курса, обусловленного фундаментальными факторами.

«Почему же рубль подешевел столь значительно, население активно покупает наличную валюту и перекладывает сбережения с рублевых депозитов в валютные, а экспортеры предлагают рынку меньшие объемы выручки, чем обычно? Мы объясняем эту группу взаимосвязанных явлений сформировавшимися девальвационными ожиданиями, - отметила Юлия Цепляева. - Поводом для их формирования послужили комментарии представителей ЦБ о снижающейся поддержке валютного курса и постепенном переходе к плавающему курсу. К тому же бытует мнение, что правительству в целом может быть выгоден слабый рубль, который позволит поддержать экспортеров и наполнить бюджет рублевыми доходами. Большинство уверилось, что правительство намеренно добивается ослабления рубля, чтобы извлечь эти выгоды. К сожалению, комментарии чиновников не опровергали подобных предположений.

С 13 января регулятор полностью прекратил проведение «целевых» интервенций. Ранее они составляли 60 млн. долларов в день и, согласно ЦБ, были направлены на «нейтрализацию устойчивых ожиданий участников внутреннего валютного рынка относительно изменения обменного курса рубля, формирующихся под влиянием сложившейся внешнеэкономической конъюнктуры». В качестве инструмента воздействия на курс рубля у ЦБ остались «нецелевые» интервенции. Отказ от «целевых интервенций» сам по себе не должен был вызвать никаких фатальных последствий из-за их низкого объема, но обнуление этих интервенций заставило задуматься, не свернет ли ЦБР свое присутствие на валютном рынке вообще. Ряд комментариев руководства банка легко могли быть истолкованы именно так.

15 января первый зампред ЦБ Ксения Юдаева заявила, что «…курс рубля заберет на себя негативный внешний эффект и даст экономике возможность развиваться в более спокойных условиях». В другой раз она же рассказала о проведенных ЦБ стресс-тестах банковской системы при падении рубля на 25-30%.

Министр экономического развития Алексей Улюкаев 27 января, когда рубль продолжил свое падение, сказал, что существует целый ряд предпосылок для ослабления рубля в 2014 году. Это стало новым сигналом для рынка. Продолжающийся ажиотажный спрос на доллары заставил ЦБР увеличить интервенции. В конце января представители Центробанка бросились объяснять временный характер обесценивания рубля. Однако вернуть ожидания на прежний уровень может быть не так просто.

Мы рассчитываем на позицию ЦБР, которая поможет успокоить рынки и послать им ясный сигнал о временном характере нынешнего всплеска курса. К тому же, чрезмерная реакция развивающихся рынков в январе 2014 года должна смениться коррекцией в сторону удорожания валют. Страны, чьи центральные банки уже подняли ставки, первыми встретят укрепление валют. В целом, рост ставок на развивающихся рынках – это лишь вопрос времени».

Начать дискуссию