Банки

Тревожный звонок для Сбербанка

За последний год Сбербанк потерял более 5% рынка долгосрочных рублевых кредитов— одного из самых перспективных направлений кредитования.

За последний год Сбербанк потерял более 5% рынка долгосрочных рублевых кредитов— одного из самых перспективных направлений кредитования. Такие данные приводит агентство «Рус-рейтинг» в очередном обзоре «Российские банки в розничном бизнесе». Аналитики считают, что доля Сбербанка в этом сегменте продолжит снижаться— его конкуренты лучше позиционируют кредиты на покупку автомобилей и жилья.

По оценкам «Рус-рейтинга», на 1 июля 2005 года банки выдали населению чуть более 700 млрд руб. кредитов. Из них на краткосрочные кредиты (до одного года) приходилось 16%, на среднесрочные (от года до трех лет) — 27% и на долгосрочные кредиты (более трех лет) — 57%. Большая часть долгосрочных кредитов (84%) выдана в рублях.

Если в краткосрочном кредитовании ведущие позиции занимают «Русский стандарт» и Хоум кредит энд финанс банк (ХКФ-банк), то в среднесрочном и долгосрочном кредитовании Сбербанк — безусловный лидер. По оценкам «Рус-рейтинга», его доля на рынке долгосрочных валютных кредитов— 48,3%. А по объему длинных кредитов в рублях банк до недавнего времени был почти монополистом: еще в середине 2004 года ему принадлежало 93% этого рынка.

Однако за год конкурентам удалось подвинуть Сбербанк, сократив его долю более чем на 5%. Этот сегмент является самым привлекательным для банков: сюда входят ипотечные кредиты, а также длинные автокредиты, обеспеченные качественными залогами. «В сегменте долгосрочного кредитования в рублях доля Сбербанка действительно начала снижаться»,— говорит автор отчета аналитик «Рус-рейтинга» Виктория Белозерова.

По ее словам, до недавнего времени лишь немногие банки выдавали длинные рублевые кредиты, не желая нести валютные риски. Но в последние годы рубль укрепился, и теперь банки выдают их более охотно. Наиболее эффектным стал выход на рынок Ситибанка с его нецелевым кредитом в рублях на срок до пяти лет.

В отличие от Сбербанка, он выдает кредиты без обязательного поручительства, что позволило Ситибанку с начала года занять долю в 1,3% в сегменте долгосрочного кредитования в рублях. Это второе место в этом сегменте. Колоссальный разрыв с лидером Ситибанк не смущает. Руководитель управления по обслуживанию частных клиентов Ситибанка Раджив Чадха говорит, что в банке очень довольны развитием бизнеса в России в целом и в особенности ростом кредитного портфеля.

«У нас далеко идущие планы в отношении российского рынка»,— предупреждает он конкурентов. Белозерова называет «значимым фактором» появление у Сбербанка конкурента в этом сегменте и падение его доли. Доли других игроков в нем крайне малы и не превышают 0,5% у каждого.
Поэтому, по мнению Белозеровой, пока рано говорить о появлении серьезных игроков в этом сегменте, но банкиры ожидают обострения конкуренции. Начальник управления розничного бизнеса Русь-банка Антонина Березницкая считает, что основным преимуществом конкурентов Сбербанка является более легкая процедура получения кредита.

Старший вице-президент, директор департамента ипотечного кредитования «Внешторгбанка Розничные услуги» Анатолий Печатников прогнозирует, что доля Сбербанка будет продолжать снижаться. По его оценкам, это будет происходить в основном за счет целевых кредитов — на покупку автомобилей или жилья. «Сбербанку, в силу того что он присутствует во всех регионах и работает практически со всеми группами населения, позиционировать такие кредиты очень сложно»,— считает он.

Березницкая отмечает, что по автокредитам Сбербанк проигрывает конкурентам. Она полагает, что банки только изучают сегмент ипотеки, но прогнозирует потери Сбербанка и на этом рынке. При этом Белозерова считает, что общая доля конкурентов Сбербанка вряд ли превысит 10% в «среднесрочной перспективе». А Печатников говорит, что в нецелевом долгосрочном кредитовании Сбербанк наиболее силен и сохранит свою долю в будущем.

Начать дискуссию