Банки

Банки хотят в одностороннем порядке расторгать договоры с «неблагонадежными» клиентами

Кредитные организации просят ЦБ РФ дать им право расторгать договоры с «неблагонадежными», с точки зрения ФНС, клиентами.
Банки хотят в одностороннем порядке расторгать договоры с «неблагонадежными» клиентами
Фото «Клерк.Ру»

Кредитные организации предлагают закрепить порядок, при котором клиенты будут обязаны предоставлять им ежегодно обновляемые бизнес-планы с основными показателями деятельности. Об этом говорится в перечне инициатив отрасли, представленных на ежегодной встрече с руководством Банка России, передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

Как известно, закон от 28.06.2013 №134-ФЗ существенно расширил обязанности кредитных организаций по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Банки жалуются, что новые меры ведут к увеличению их затрат, которые в конечном итоге будут переложены на клиентов, и обращаются к руководству Банка России с предложениями по упрощению их работы.

Например, банки просят отменить новую обязанность - идентифицировать выгодоприобретателя клиента еще до его принятия на обслуживание (то есть до проведения первой операции).
Что касается идентификации бенефициарных владельцев - то от новых клиентов банки еще могут требовать документы, в противном случае отказывая в обслуживании. А что делать с уже существующими клиентами? Банки просят ЦБ выйти с инициативой о том, чтобы сведения о бенефициарных владельцах в обязательном порядке подавались уже при государственной регистрации юридических лиц, а также при внесении изменений в их учредительные документы. Равно как и закрепить обязательный порядок автоматического предоставления этой информации банкам.

Банки просят ЦБ разработать рекомендации по процедуре и объему показателей, на основе которых следует определять финансовое положение клиентов. Пока что у недобросовестных кредитных организаций есть возможность произвольно упрощать систему оценки клиентов и тем самым переманивать их к себе на обслуживание.

Кроме того, закон №115-ФЗ возлагает на кредитные организации ответственность по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов. Но информационный поток сейчас направлен только в одну сторону: банки по формальным требованиям направляют ответы на адресные запросы МВД, ФНС и Федеральной службы финансового мониторинга. Обратная связь при этом отсутствует: кредитным организациям неизвестно о результатах применения направленной информации. Государственные органы не сообщают банку, насколько подозрительны операции того или иного клиента, и какие меры банку следовало бы предпринять в отношении него. Предлагается внедрить систему полноценного двустороннего отмена информацией.

Предлагается разработать и нормативно закрепить среднестатистическую модель «правильного клиента» (для различных видов деятельности – свою разновидность). Или, как вариант, закрепить норму, обязывающую клиента при открытии счета предоставлять и ежегодно обновлять бизнес-план предприятия (утвержденный/согласованный компетентными органами). Этот бизнес-план должен содержать сведения о клиенте, товаре, его производстве, рынках сбыта, контрагентах, операций (объемах) и их эффективности, в рамках которых кредитная организация и будет производить оценку его фактической деятельности.

Чтобы облегчить проверку, предлагается создать «единую» базу клиентов, операции которых отнесены кредитными организациями к сомнительным, либо базы клиентов, нарушающих законодательство в области ПОД/ФТ. Также банки просят ЦБ рассмотреть возможность предоставить им бесплатный доступ к государственным базам данных, в первую очередь ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Кроме того, банки хотели бы получить право в одностороннем порядке расторгать договор банковского счета, если движение средств на нем приостанавливалось по инициативе ИФНС, или если кредитная организация получила письмо ИФНС об отсутствии по юридическому адресу клиента его постоянно действующего органа управления.

Официальная реакция Центробанка на предложенные инициативы пока не поступила.

Комментарии

2
  • Целестина

    Цитата:
    "Кроме того, банки хотели бы получить право в одностороннем порядке расторгать договор банковского счета, если движение средств на нем приостанавливалось по инициативе ИФНС "


    Оригинальненько так. Налоговая счет заблокирует за несдачу декларации по налогу, плательщиком которого мы не являемся. А пока мы с налоговой разбираемся, нам уже счет закрыли в одностороннем порядке. И теперь надо опять суетиться, новый счет открывать. А это тоже время, в течение котрого деятельность фирмы практически парализована


  • Y
    Совсем с ума посходили.