Вклады

АСВ объявило охоту на акционеров банков-банкротов

Агентству по страхованию вкладов (АСВ) впервые удалось привлечь к финансовой ответственности владельцев банка-банкрота.

Агентству по страхованию вкладов (АСВ) впервые удалось привлечь к финансовой ответственности владельцев банка-банкрота. На прошлой неделе суд обязал акционеров небольшого банка РФГ заплатить 23 млн руб. за бездействие, приведшее к исчезновению банка.

Шансы взыскать эти деньги с акционеров минимальны, но сам факт удовлетворения иска стал прецедентом.

Первый заместитель гендиректора АСВ Валерий Мирошников рассказал «Бизнесу», что на прошлой неделе Арбитражный суд Московской области удовлетворил иск АСВ о привлечении к субсидиарной ответственности акционеров банка Русской финансовой группы (РФГ-банка), находящегося под управлением агентства. По утверждению Мирошникова, акционеры банка устранились от участия в его судьбе, когда год назад ЦБ лишил банк лицензии.

«Когда временная администрация пришла в банк, она не нашла буквально ничего — ни базы данных клиентов, ни документов, ни даже самого помещения банка»,— жалуется Мирошников. После того как АСВ было отказано в возбуждении уголовного дела по факту бездействия менеджмента банка, АСВ решило привлечь к ответственности его акционеров. Итоговая сумма претензий кредиторов банка, по словам Мирошникова, составляет около 23 млн руб. Именно эту сумму суд обязал возместить акционеров банка.

По данным РФГ-банка, на 1 января 2004 года пять ООО владели долями более 5% его акций. В учредительных документах трех из этих компаний указан одинаковый номер телефона, который сейчас принадлежит банку «Промышленно-финансовое сотрудничество». В банке утверждают, что не имеют отношения к акционерам РФГ-банка.
Гендиректором еще одного из пяти ООО— компании «Наш вексель» — одно время являлся Константин Макаренко, который занимал должность председателя совета директоров РФГ-банка. По телефону «Нашего векселя» с ним связаться не удалось, а ответивший представился охранником здания банка «Деловая Москва» и пообещал, что Макаренко «будет завтра». По данным «Бизнеса», Макаренко помимо работы в РФГ-банке также занимает пост в совете директоров банка «Деловая Москва» и, по данным на начало 2003 года, руководил компанией, контролирующей миноритарный пакет банка. Банк «Деловая Москва» 4 августа этого года лишился лицензии ЦБ в том числе за неисполнение закона об отмывании средств.

Мирошников говорит, что АСВ не пыталось лично пообщаться с представителями акционеров, которые в суд не явились. При этом он считает, что взыскание задолженности с этих ООО потребует «дополнительных усилий». Зато юристы и банкиры похвалили АСВ за создание прецедента. Президент Ассоциации региональных банков «Россия» Александр Мурычев уверен, что действия АСВ в первую очередь повысят ответственность собственников банков.

«То, что делает сейчас АСВ в качестве конкурсного управляющего, в некоторой степени уникально. Это создание прецедента на будущее»,— считает председатель президиума Московской межрегиональной коллегии адвокатов по делам о несостоятельности (банкротстве) Александр Шмулевич. Однако он напоминает, что для взыскания средств доказать субсидиарную ответственность акционеров за банкротство банка мало: теперь АСВ необходимо подать иски к каждому из них. По словам Мирошникова, если в течение месяца решение суда не будет оспорено, АСВ предъявит претензии каждому акционеру в отдельности.

Начать дискуссию