Ключевым звеном факторинга в сфере торговли является надежность дебитора – крупной торговой сети. Если фактор уверен в будущей оплате поставок, претендовать на участие в факторинговой схеме может любой поставщик. Об этом 22 мая в ходе конференции «Факторинг в России», организованной рейтинговым агентством «Эксперт РА», заявил Михаил Окунев, начальник банковского управления ОАО АКБ «Металлинвестбанк». С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
По данным «Эксперт РА», темпы роста российского рынка факторинга сокращаются второй год подряд. В 2013 году они снизились вдвое – с 65 до 30% (объем рынка по итогам года составил около 1,9 трлн. рублей). По итогам I квартала 2014 года рост замедлился еще больше - до 20%.
Впервые с 2009 года рост рынка сопровождался увеличением уровня резервов на возможные потери. Участники рынка ждут продолжения этой тенденции - как за счет снижения платежеспособности дебиторов, так и за счет потенциального увеличения доли мошенничества. В свою очередь, повышение ключевой ставки Банка России и ухудшение ситуации с ликвидностью в финансовом секторе снизят доступность банковского фондирования для факторов.
В случае стагнации экономики темпы прироста рынка факторинга в 2014 году не превысят 10%. Вряд ли объемы сделок по госзаказам вырастут значительно, как это предполагалось ранее.
Статистика говорит, что факторинг становится менее доступным для поставщиков, относящихся к малому и среднему бизнесу. В 2013 году сегмент крупного бизнеса вырос на 8 п. п. и достиг 77%. Впрочем, этот рост обеспечен усилением специализации лишь двух, но зато крупнейших участников рынка – ООО ВТБ Факторинг и ОАО «Промсвязьбанк» – доля крупных поставщиков в их совокупном обороте увеличилась за год на 8 п. п. и 12 п. п. соответственно.
У других игроков позиция иная. «Ключевым сегментом, если говорить о дебиторах, для нас по-прежнему остается розничная торговля, - отметил Михаил Окунев, начальник банковского управления ОАО АКБ «Металлинвестбанк». - Основная идея развития заключается в том, чтобы принять риски на дебитора с хорошим кредитным качеством, а затем принимать его поставщиков, не оценивая их кредитное качество вовсе. У нас уже сегодня практически не бывает случаев, когда отказываем в факторинге из-за того, что нас не устраивает кредитное качество именно поставщика. Конечно, если он не мошенник, а просто находится в трудной финансовой ситуации.
Что касается дебиторов из среды МСБ, то у них шансов стать участниками факторинговых отношений совсем немного. «В сегменте, когда и поставщик, и дебитор являются компаниями малого и среднего бизнеса, да еще и с плохим кредитным качеством, конечно, доходность огромна, но наша основная компетенция состоит не в том, чтобы вместе со службой безопасности гоняться за этими маленькими предпринимателями и выбивать из них наши деньги», - пояснил Окунев.
В российском факторинге складывается новая схема работы
Если фактор уверен в будущей оплате поставок, претендовать на участие в факторинговой схеме может любой поставщик.
Начать дискуссию