Банки

Минфин хочет, чтобы госкомпании занимали только в России

Госкомпании слишком много занимают за рубежом, решил Минфин и предложил лишить их этой возможности.

Госкомпании слишком много занимают за рубежом, решил Минфин и предложил лишить их этой возможности. Большинство госкомпаний уверяет, что это сделает их займы намного дороже, а эксперты добавляют, что банковская система страны не может удовлетворить спрос государственных гигантов на деньги.

Пока государство досрочно сокращает внешний долг, госкомпании его наращивают. В этом году они привлекли за рубежом более $30 млрд (см. таблицу). Это слишком много, решил Минфин. Внешний долг госкомпаний все равно опосредованно воспринимается как суверенный, а также подстегивает инфляцию. “Мы будем ограничивать [зарубежные заимствования госкомпаний], будем стимулировать замену внешних [займов] внутренними, — заявил директор департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин. — Мы должны развивать в первую очередь российский рынок, и государство должно показывать пример”. Пока, по его словам, конкретных предложений нет — принципы заимствований госкорпораций будут определены в начале 2006 г. Они будут распространяться на сами компании и аффилированные с ними, пояснил Саватюгин “Ведомостям”. “Полного запрета не будет, — обещает он, — при необходимости госкомпании смогут рефинансироваться на Западе”. А единую госполитику, по его мнению, можно проводить через чиновников, входящих в советы директоров госкомпаний.

В других ведомствах не одобряют предложение Минфина, не согласны с ними и независимые эксперты. Замминистра экономического развития Кирилл Андросов сравнил его с идеей пересадить всех чиновников на “Волги”. “Рынки капиталов не имеют национальности и границ, и компания сама должна определять приемлемые для себя источники финансирования в соответствии со своей кредитной политикой”. В Белом доме о предложениях Минфина знают. Они были в пакете антиинфляционных мер, напоминает чиновник правительства. “В Минфине не понимают, что привлечения кредитов на Западе — не прихоть и не диверсия, а рациональный выбор — ставки ниже, займы длиннее и фактически дешевле, так как рубль в реальном выражении укрепляется”, — возмущается собеседник “Ведомостей”. Непонятны аргументы Минфина и аналитику Альфа-банка Наталье Орловой. Она сомневается, что эта мера позволит удержать инфляцию. Если госкомпании со своими огромными потребностями в деньгах устремятся на внутренний рынок, это создаст проблемы банкам, увеличит ставки, что негативно отразится на экономическом росте, а частные компании ринутся занимать на Запад.

Минфин безуспешно борется с внешними займами госкомпаний с 2002 г. За это время он одержал лишь одну победу: в 2003 г. совет директоров “Транснефти” не одобрил западный кредит, и компания заняла на строительство БТС у российских банков. Сейчас монополии предстоит потратить $11,5 млрд на Восточный нефтепровод. На первый этап строительства “Транснефть” собиралась выпустить еврооблигации на $5 млрд и занять еще $1,6 млрд у западных банков. “Мы готовы занимать и в России, если условия будут столь же выгодными, как на Западе”, — говорит вице-президент монополии Сергей Григорьев.

Но на западных рынках кредиты значительно длиннее и дешевле. “Вряд ли в России нам удалось бы занять под 4,56% годовых [так недавно монополия разместила еврооблигации на 1 млрд евро], — говорит представитель "Газпрома" Сергей Куприянов. — Кроме того, российский рынок просто не в состоянии переварить объемы наших займов”. “Роснефть” работает с российскими банками, но те не всегда способны удовлетворить потребности компании, вторит представитель нефтяной госкомпании. Год назад ей пришлось изрядно попотеть, чтобы занять внутри страны около $8 млрд на оплату “Юганскнефтегаза”. Не нарушая нормативы ЦБ, все российские банки вместе могут одолжить одной компании 250 млрд руб.

А вот “Российские железные дороги” готовы обойтись без внешних кредитов. “Для нас приоритетны рублевые заимствования, поскольку экспортная выручка составляет менее 3%, а мы всегда соотносим валюту займов со структурой выручки”, — поясняет замначальника отдела корпоративных финансов РЖД Юрий Новожилов. Сейчас из 54 млрд руб. долга РЖД внешний составляет 17 млрд руб., напоминает он.

Екатерина Дербилова
Александр Беккер
Елена Мазнева
Николай Мазурин

Начать дискуссию