S&P не рейтингует Сбербанк (поскольку тот не обращался с такой просьбой) , однако вчера агентство распространило аналитическое исследование, посвященное банку. "Инвесторы проявляют очень большой интерес к Сбербанку и хотят понимать, что он из себя представляет, - пояснила аналитик S&P Екатерина Трофимова. - Ведь несмотря на то что "Сбер" постепенно становится более открытым, качество информации не всегда удовлетворяет инвесторов".
Сбербанк, на который приходится 40% рынка депозитов, более 2/3 розничных вкладов и преобладающая доля на рынке корпоративных кредитов (30% ), доминирует над остальными российскими финансовыми учреждениями, пишет S&P. При этом ни на один другой банк в стране "не приходится более 6% кредитов или вкладов". S&P также подчеркивает, что Сбербанк "играет системообразующую роль" в кредитовании компаний государственного и частного секторов и "в значительной степени" обеспечивает ликвидность рынка госбумаг и межбанковского рынка.
S&P отмечает, что в последние годы "Сбер" "агрессивно расширял свою рыночную долю в некоторых областях, прежде всего в корпоративном кредитовании", где у него есть возможность "предоставлять кредиты на более конкурентных условиях. " "Размеры капитальной базы Сбербанка, преимущества его ресурсной базы и возможность опосредованно влиять на ценообразование на рынке оказывают дестабилизирующее влияние на конкуренцию в российском банковском секторе", - резюмирует агентство.
Выводы S&P неутешительны для банковского сектора, правда, в самом "Сбере" с ними несогласны. "Мы не считаем, что наш банк дестабилизирует конкурентную среду или банковскую систему, наоборот - он является системообразующим", - заявил представитель "Сбера".
Банкиры не раз обрушивались с критикой на Сбербанк. Например, в июне президент Банка Москвы Андрей Бородин призвал чиновников разобраться со "Сбером", который своей ценовой политикой на рынке кредитования портит жизнь другим банкам, а президент Альфа-банка Петр Авен назвал доминирующее положение Сбербанка на рынке депозитов "фундаментальной проблемой", препятствующей честной конкуренции. В ответ президент Сбербанка Андрей Казьмин лишь посоветовал коллегам снижать расходы и смириться с издержками вступления в "полосу глобальной конкуренции с международными финансовыми организациями по ценовым параметрам".
Но теперь банкирам вторит S&P. Правда, Трофимова отмечает, что в сложившейся ситуации нельзя винить "Сбер": "Это стечение обстоятельств, доминирующее положение Сбербанка сложилось в послекризисный период, когда рухнули крупнейшие частные банки".
Старший вице-президент БИН-банка Алексей Гуськов уверен, что любой банк на месте "Сбера" воспользовался бы конкурентными преимуществами и кредитовал дешевле. Однако, сетует он, маржа по кредитным операциям снижается, и у банков остается все меньше денег на развитие. Вице-президент Банка Москвы Андрей Лапко более категоричен: "Сбербанк использует нерыночные методы конкуренции, зачастую выдавая кредиты по ставкам ниже ставок привлечения депозитов. Чтобы конкурировать с ним, банки вынуждены нести убытки, которые в итоге могут привести к коллапсу системы".
Глава банковского направления РА "Интерфакс" Михаил Матовников видит проблему не в том, что "Сбер" большой, а в том, что "другие банки мелкие". "Сбербанк пользуется экономией на масштабах, если бы его не было, пострадала бы экономика, - говорит он и добавляет: - И какую конкуренцию он может душить, если значительная часть бизнеса частных банков связана с их же акционерами? " А вице-президент Инвестиционного фонда "Дельта-Капитал" Кирилл Дмитриев уверен, что другие банки "могут успешно строить бизнес и конкурировать" со Сбербанком, несмотря на его доминирование, главное - сфокусироваться на самых прибыльных продуктах (вроде ипотеки и кредитных карт) и качественнее обслуживать клиентов.
Начать дискуссию