Ульяновское управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) возбудило сразу 52 дела о нарушениях антимонопольного законодательства местными отделениями Сбербанка. Занимая доминирующее положение на рынке кредитования в этой области, Сбербанк должен был информировать ФАС о заключении договоров кредитования юрлиц, но делал это с опозданием. Сбербанку грозит штраф, а ФАС собирается предъявить подобные претензии к другим крупным банкам.
Вчера управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Ульяновской области сообщило о возбуждении 52 дел о нарушении конкуренции на рынке финансовых услуг в отношении ряда отделений Сбербанка в Ульяновской области.
Начальник отдела контроля и надзора по защите конкуренции на товарных рынках областного управления Мария Горохова объясняет массовые претензии тем, что Сбербанк не уведомил ФАС о договорах кредитования, заключенных с рядом фирм области.
Сбербанк в Ульяновской области занимает доминирующее положение на рынке кредитования. А по закону «О конкуренции на рынке финансовых услуг» такие банки должны уведомлять ФАС о любых сделках, заключенных ими с юридическими лицами. По словам Гороховой, Сбербанк все же предоставил в ФАС необходимые документы, но с опозданием. «У нас есть месяц на предварительное расследование, после чего будет понятно, насколько значительным было нарушение»,— говорит она.
Юристы считают, что ФАС действует правильно. «Обязанность об уведомлении ФАС возникает только у тех финансовых организаций, которые лично или совместно с контрагентами по подобным соглашениям занимают более 10% в обороте финансовой услуги»,— рассказывает юрист копании «Линия права» Сергей Баев. По его словам, Сбербанк России подпадает под данный критерий.
Заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров рассказал «Бизнесу», что доминирующее положение компаний рассчитывается не только в сегментах бизнеса, но и по отдельным регионам. По его словам, в Ульяновской области такими банками являются Сбербанк и Внешторгбанк Розничные услуги.
«Если срок просрочки небольшой, дела могут быть закрыты за незначительностью.
Если же нет, штраф может составить от 1000 до 5000 МРОТ за каждый случай»,— говорит Кашеваров. Поэтому с ФАС лучше не ссориться: антимонопольный орган вправе потребовать расторжения договора или соглашения или внесения в него изменений, перечисляет полномочия ФАС Баев.
«Сбербанк уже привлекался к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения»,— говорит юрист. В сентябре 2004 года банк был оштрафован на 50 тыс. руб. за непредоставление сведений о договоре на оказание инвестиционных услуг, заключенных с ОАО РЖД. Еще один штраф на 500 тыс. руб. в октябре того же года Сбербанку был выписан за несообщение о заключенных по итогам конкурса 11 договорах со страховщиками. Банк безуспешно пытался оспорить постановления ФАС в суде.
Впрочем, Кашеваров считает, что для Сбербанка при его масштабах претензии ФАС не так уж значительны. «Но аналогичные претензии могут быть предъявлены и другим банкам, занимающим на рынках доминирующее положение»,— предупреждает он. Доминирующие банки, которым приходится тратить время и деньги на сообщения в ФАС обо всех своих соглашениях с юрлицами, говорят, что на уровне конкуренции действия службы не сказываются. «Подобные случаи уже были, и они не повлияли на рынок в целом»,— говорит представитель одного из банков на условиях анонимности.
ФАС собирается предъявить претензии еще трем крупным банкам
Ульяновское управление Федеральной антимонопольной службы возбудило сразу 52 дела о нарушениях антимонопольного законодательства местными отделениями Сбербанка.
Начать дискуссию