Квалифицированный анализ активности пользователей социальных сетей позволяет банкам как вычислять мошенников среди претендентов на кредит, так и предсказывать возможный дефолт клиентов, допустивших просрочку платежей. Об этом в ходе конференции «Антифрод и кредитные риски», организованной компанией MSB Events, заявил Максим Гинжук, генеральный директор Double Data. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
В основе аналитики Double Data лежит использование так называемых «социальных графов» - понятия, появившегося по мере развития социальных сетей. В наглядном выражении социальный граф представляет собой сложную схему, которая отражает окружение пользователя (его френдов, френдов его френдов и так далее), его контакты и интересы.
«Социальный граф – как отпечаток пальца, его катастрофически сложно подделать, – заметил Максим Гинжук. – И определить по нему можно многое». Например, обнаружить интерес заявителя к мошенническим сообществам (а их количество, по словам Гинжука, исчисляется тысячами, отдельные продвинулись настолько, что даже проводят обучающие вебинары).
Глава Double Data считает, что поводом для подозрений банковских сотрудников должен становиться интерес претендента к финансовым пирамидам, Forex, сообществам кредитных брокеров, антиколлекторов. Плохим показателем является участие в сообществах по тематике Р2Р (взаимное кредитование частных лиц), «Работа в интернете, легкий заработок», «Финансовый коучинг», «Быстрые займы». Наконец, несомненным тревожным сигналом должен стать интерес потенциального заемщика к поддельным документам и азартным играм.
«Сегодня в соцсетях зарегистрировано 65 миллионов россиян, – напомнил Максим Гинжук. – О 4 миллионах мы знаем, услугами каких банков они пользуются, в том числе знаем, что у половины из них проблемы с текущим кредитом или с получением нового. Социальный граф позволяет выяснять финансовую дисциплину не только самого заемщика или претендента, но и его окружения. Можно избавиться от случаев, когда после заемщика, которому отказано в кредите, в тот же банк приходят его родственники или друзья. С другой стороны, обнаруживаются случаи, когда сотрудник банка без надлежащего контроля раздает кредиты своим друзьям и знакомым».
Графы соцсетей, подчеркнул Гинжук – это лишь один из каналов информации, который должен сочетаться с данными банковских транзакций, а также любыми данными о клиентах, которые могут быть доступны из государственных источников. Разработчик посетовал на то, что закон не позволяет банкам получать официальный доступ к данным сотовых операторов – наиболее, по его словам, ценным и объективным. Но и без них, похоже, банки могут узнать о клиентах больше, чем представляют себе они сами. При этом, по словам Гинжука, человеку не обязательно регистрироваться в соцсети под настоящими именем и фамилией: современные технологии в большинстве случаев позволяют идентифицировать его, сопоставляя данные из разных источников.
Банки собирают досье на клиентов, анализируя их активность в соцсетях
Квалифицированный анализ активности пользователей социальных сетей позволяет банкам как вычислять мошенников среди претендентов на кредит, так и предсказывать возможный дефолт клиентов, допустивших просрочку платежей.
Начать дискуссию