Кредитование

На начало мая просрочка граждан по кредитам достигла 7,1%

По данным ЦБ РФ, на начало мая 2015 года просроченная задолженность граждан по кредитам составила 7,1%.
На начало мая просрочка граждан по кредитам достигла 7,1%
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

По данным ЦБ РФ, на начало мая 2015 года просроченная задолженность граждан по кредитам составила 7,1%. «По физическим лицам идет абсолютное сокращение и темп роста просрочки во многом носит статистический характер, потому что новых кредитов не выдается и удельный вес будет расти сейчас» - сообщил Михаил Сухов, зампред ЦБ РФ, передает агентство «Прайм».

Накануне стало известно, что в первом квартале 2015 года в РФ был зафиксирован рекордный рост просрочки по кредитам физлиц. По данным НБКИ, на 1 апреля 2015 года коэффициент просроченной потребительской задолженности (КП) составил 6,5% против 5,6% на 1 января 2015 года.

«Рост просрочки имеет под собой объективные и субъективные факторы. Объективный характер вызван сокращением доходов населения, что обусловлено сокращением рабочих мест, временными трудностями по поиску работы и другими экономическими факторами. К субъективным можно отнести тот фактор, что граждане внимательно следят за развитием событий на государственном уровне найти способы и пути улучшения положения должников и поэтому пока не торопятся выплачивать долги, то есть они надеются на меры государственной поддержки. Граждане, имеющие значительные долги перед банками, ожидают вступления в силу положений Закона о банкротстве физлиц, рассчитывая на избавление от своих долгов», – отметил Сергей Акинин, директор департамента по работе с проблемными активами Связь-Банка, комментируя ситуацию для Клерк.Ру.

Он подчеркнул, что в Связь-Банке применяется индивидуальный подход к заявлениям каждого гражданина, который приходит в банк со своей проблемой, и банк всегда идет навстречу заемщику. Также в банке проводят федеральные акции, позволяющие заемщикам погасить задолженность перед банком без каких-либо штрафных санкций – это так называемые «кредитные каникулы», уточнил Сергей Акинин.

Борис Батин, генеральный директор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan, не видит ничего трагичного в том, что в секторе потребкредитования просрочка на срок 30 и более дней за целый квартал выросла на 0,9 п.п.

«Это объясняется неопределенностью экономической ситуации в стране, девальвационными процессами в конце прошлого года, ростом инфляции, что снизило реальные доходы населения. Это в свою очередь затрудняет своевременное обслуживание кредитов для части населения. Тем не менее, полагаю, что темпы роста просрочки снизятся в течение ближайших двух кварталов, хотя по итогам 2015 года показатель превысит аналогичную цифру 2014 года», – пояснил он Клерк.Ру.

«По данным НБКИ, почти пятая часть микрозаймов возвращается с нарушением графика. Просрочка на более чем 90 дней считается наиболее «запущенной» формой задолженности. При этом соответствующий показатель NPL90+ по рынку МФО уже в среднем составляет чуть более 30%. Поэтому скоринговая система микрофинансовой компании «Займер» автоматически стремится к наименьшей просрочке. У моделей компании показатель NPL 90+ от 12% до 20%, что значительно ниже среднерыночного уровня NPL», – прокомментировали в МФО «Займер» данные о рекордном росте доли просрочки.

По словам Бориса Батина, для сегмента онлайн-кредитования характерен низкий NPL по сравнению с традиционными МФО. «И это несмотря на то, что в бизнес-модели офлайнеров предусмотрен этап очной оценки заемщика. Можно предположить, что у компаний онлайн-кредитования более совершенные модели оценки рисков иили более дисциплинированные заемщики», – отметил он. Эксперт полагает, что 2015 год можно назвать годом риск-менеджмента не только для МФО, но и для всего банковского сектора. «Увеличить качественный кредитный портфель при сохранении кредитного риска – важнейшая задача для всех организаций-кредиторов», – резюмировал он.

Начать дискуссию