/ Светлана Петрова,
Елена Березанская / Скоро главным критерием оценки деятельности банков будут не формальные финансовые
показатели, а вердикт специалистов Банка России. Вчера ЦБ отправил на регистрацию
в Минюст инструкцию, благодаря которой мотивированное суждение специалистов
ЦБ станет основой надзора. Банкиров такие перспективы не обрадовали, они побаиваются
субъективизма чиновников Центробанка.
В мае ЦБ опубликовал на своем веб-сайте проект инструкции о порядке организации
и проведения проверок кредитных организаций. ЦБ предложил высказаться всем
заинтересованным экспертам. А вчера, как сообщил "Ведомостям" зампред
Банка России, руководитель главной инспекции кредитных организаций Геннадий
Меликьян, этот документ был направлен на регистрацию в Минюст, после которой
он станет руководством к действию для всех чиновников ЦБ. По мнению Меликьяна,
задержки с регистрацией и претензий к документу у Минюста быть не должно, ведь
за эти месяцы инструкция юридически была тщательно проработана и в ней были
учтены многие замечания специалистов ЦБ и банкиров. Но у банков претензии могут
возникнуть довольно скоро. Дело в том, что инструкция не только более детально
определяет порядок проведения проверок, взаимодействия проверяющих и проверяемых
и обязанности и полномочия банка и ЦБ. В документе, как сообщает в пояснительной
записке ЦБ, впервые вводится понятие мотивированного суждения "как основы
оценки текущего состояния и перспектив деятельности кредитных организаций",
а также "акцент смещается с выявления нарушений и недостоверности отчетности
на качественную оценку системы управления и внутреннего контроля, финансового
состояния и перспектив деятельности" банков.
Банкиров такая перспектива настораживает. В банковском сообществе опасаются, что при вынесении мотивированного суждения могут быть допущены субъективные ошибки и вынесено недостаточно аргументированное решение, наносящее ущерб кредитной организации, говорит директор управления планово-экономического департамента Банка Москвы Александр Пенкин. "Есть вопросы по уровню квалификации и опыту чиновников ЦБ, которым придется выносить мотивированное суждение и готовить [надзорные] предложения на его основе, - говорит он. - Думаю, ЦБ осознает эту проблему, поэтому и запустил программу подготовки банковских кураторов и инспекторов".
Аналитик Альфа-банка Наталья Орлова считает, что, вводя понятие "мотивированное суждение", ЦБ перекладывает ответственность на конкретных людей, вместо того чтобы совершенствовать формальные критерии оценки банков. "Предложения наделить чиновников ЦБ [принимающих надзорные решения на основе мотивированного суждения] иммунитетом от личных судебных исков само по себе уже говорит о том, что выносить независимые мотивированные суждения будет крайне трудно, - считает Орлова. - В наших условиях никто не возьмет на себя смелость выносить такие суждения, несмотря на иммунитет. Задача ЦБ - разрабатывать формальные критерии, которые бы более точно отражали платежеспособность банка". По ее мнению, необходимо скорее переходить на международную отчетность.
В ЦБ парируют, что весь мир переходит к мотивированному суждению как основе банковского надзора и это "жесткая рекомендация" Базельского комитета. Кроме того, напоминает Меликьян, надзорное решение - прерогатива, в частности, комитета банковского надзора территориального главка или центрального аппарата, а не инспектора или куратора, которые будут выносить мотивированное суждение и готовить свои предложения: "Это должно защитить от субъективизма и ошибок, ведь главным будет коллегиальное мнение".
"Главное, чтобы эта система контролировалась людьми адекватными, понимающими все опасности, которые все-таки в ней заложены. И чтобы у банков была возможность достучаться до руководства ЦБ, если они считают решение, принятое на низшем уровне, неправомерным", - говорит предправления ИМПЭКСБАНКа Дмитрий Еропкин.
Банкиры надеются еще и на то, что ЦБ выполнит свое обещание - при серьезных спорах привлекать банковские ассоциации для принятия окончательного решения. "Это тоже может минимизировать ошибки", - говорит Пенкин из Банка Москвы. По его мнению, ЦБ идет правильным путем, ведь формализованные, количественные показатели "не дают объективной картины". Главное, чтобы процедуры экспертной оценки и принятия решений "были прозрачны", "позволяли банкам отстаивать свою позицию" и "исключали злонамеренный субъективизм" со стороны чиновников ЦБ.
Начать дискуссию