К концу года значение ключевой ставки ЦБ должно стать меньше 10%, иначе проблемы экономики будут нарастать ускоренными темпами. Об этом 15 июня в ходе пресс-конференции на тему «Есть ли надежда на смену экономической модели развития?» заявил Анатолий Аксаков, председатель комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, президент Ассоциации региональных банков России. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
Сегодня совет директоров Банка России снизил ключевую ставку c 12,5% до 11,5% годовых.
«Для снижения ставки действительно есть основания, поскольку уже полтора месяца инфляция в стране в недельном выражении держится на уровне 0,1%, – отметил Анатолий Аксаков. – Но экономическая ситуация требует уменьшить ставку еще значительнее, то есть ниже 10%. Надеюсь, что к концу года мы доберемся до этого показателя. Только такая мера позволит уменьшить цену кредитов для реального сектора, оживить экономическую активность».
«Сегодня положение с кредитованием бизнеса очень тяжелое, – признал глава банковской ассоциации. – С одной стороны, и бизнес сократил спрос на кредиты, с другой, и банки проявляют к заемщикам повышенную осторожность – в том числе и по требованию ЦБ. Но если по-прежнему бизнесу денег не давать, ситуация станет только хуже».
Рост денежного предложения, конечно, будет работать на рост инфляции, – согласился Аксаков. – Поэтому важно всеми мерами повышать активность хозяйствующих субъектов, увеличивать инвестиционный спрос на эти деньги. А оживление экономики, соответственно, приведет к снижению инфляции. В арсенале ЦБ и правительства для борьбы с инфляцией есть и другие инструменты, кроме ключевой ставки. Нужны проекты развития бизнеса, особенно в регионах.
Тем временем стало известно, что РЖД предлагает повысить в 2016 году тарифы на грузоперевозки на 17,7%. В случае, если правительство настоит на меньшем уровне повышения, железнодорожная монополия будет требовать от государства помощи на десятки миллиардов рублей. Пока что, по данным «Коммерсанта», решений по этому поводу не принято, а РЖД рекомендовано поискать ресурсы за счет сокращения издержек.
Начать дискуссию