Кредитование

Банки не предоставляют клиентам полную информацию об условиях кредитов

Потребителям не разъясняют все финансовые риски, связанные с получением кредита и его выплатой.
Банки не предоставляют клиентам полную информацию об условиях кредитов
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Более половины банков не разъясняют потребителю все финансовые риски, связанные с получением кредита и его выплатой. Такие выводы содержатся в отчете о результатах независимого мониторинга «О состоянии защиты прав и интересов заемщиков в России на рынке кредитования», который провел консорциум в составе Союза общественных объединений «Международная конфедерация обществ потребителей» (КонфОП) и Consumers International. Отчет был представлен 26 июня на специальной сессии в ходе конференции Роспотребнадзора «О состоянии защиты прав потребителей в финансовой сфере в 2014 году».

С января по апрель 2015 года в 10 российских регионах изучалась деятельность кредитных организаций, лидирующих в сегментах потребительского, ипотечного и автомобильного кредитования – по 25 банков в каждом сегменте, а также 20 микрофинансовых организаций.

Результаты мониторинга показали, что банки практически полностью перестали взимать необоснованные комиссии при кредитовании, сократилось число банков, взимавших комиссию за ведение ссудного счета, банки больше не списывают деньги за информирование заемщика об остатке задолженности.

Однако при этом в сфере потребкредитования ни один из изучавшихся банков не представил на своем сайте полную информацию, не требующую дополнительного обращения в офис. В частности, отсутствует полное описание всех затрат по кредиту, трудно найти информацию о штрафных санкциях и существующих дополнительных комиссиях.

Во всех сегментах кредитования только треть банков своевременно информируют о том, что могут изменить условия кредитования в одностороннем порядке.

Часто банки взимают отдельную плату за свои действия, необходимые для предоставления услуги. Так, при оформлении ипотеки клиента «принуждают» к страхованию жизни и здоровья в 100% случаев, а в 79% случаев потребители оплачивают услуги оценщиков приобретаемого жилья, госрегистрации, аренды ячейки в банке и т.д.

«Как правило, клиентам предоставляется недостаточная информация о полной стоимости кредитов, особенно, это касается краткосрочных микрокредитов – ни на одном из сайтов МФО не было найдено описания состава затрат, учитываемых при калькуляции кредита. Авторы исследования рекомендуют дополнить законодательство требованием сообщать заемщику не только значение полной стоимости кредита, но и состав и структуру платежей, из которых он складывается», – говорится в сообщении пресс-центр проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Начать дискуссию