Банки

В России может появиться мега госбанк

В ходе своей прессконференции Владимир Путин проанонсировал создание Российского банка развития с капиталом $2,5 млрд.

В ходе своей прессконференции Владимир Путин проанонсировал создание Российского банка развития с капиталом $2,5 млрд.

Впрочем, очередной мегапроект может спровоцировать новый конфликт среди приближенных президента.


Строго говоря, Российский банк развития (РосБР) существует. Он был создан по инициативе бывшего премьерминистра Михаила Касьянова и изначально рассматривался как наследник рухнувшего Промстройбанка РФ. Испытывавший слабость к госбанкам тогдашний премьер, по всей видимости, рассчитывал с помощью вновь созданного финансового института ослабить позиции своего давнего оппонента, главы ЦБ Виктора Геращенко, в ведении которого в ту пору находились и Сбербанк, и Внешторгбанк.

Однако РосБР так и остался на скамейке запасных. В марте 2002 года Геращенко ушел в отставку, и все госбанки попали в распоряжение Касьянова. При наличии Сбербанка, Внешторгбанка и Внешэкономбанка новичок РосБР и его аграрный «побратим» Россельхозбанк в глазах некоторых членов правительства оказались лишними. «Они не успевают осваивать капиталы,— говорил глава Минэкономразвития Герман Греф о РосБР и Россельхозбанке.— Самое лучшее, что государство может сделать,— это как можно быстрее выйти из этих банков».

Впрочем, со временем позиция Грефа претерпела довольно существенные изменения. Очевидно, что причиной для этого послужил инвестфонд, который министр финансов Алексей Кудрин согласился все же сформировать за счет нефтяных сверхдоходов бюджета. Добиваясь от своего земляка выделения $2,5 млрд для подъема национальной промышленности, глава МЭРТ не мог не задуматься о создании инфраструктуры, необходимой для распределения этих средств.

Не удивительно, что весной 2005 года наблюдательный совет РосБР возглавил замминистра экономического развития Виталий Савельев, в прошлом известный питерский банкир, который курирует в МЭРТ вопросы, связанные с инвестфондом. А в конце прошлого года считавшуюся касьяновской креатурой Татьяну Рыскину сменил на посту председателя правления РосБР другой (правда, бывший) грефовский заместитель Юрий Исаев.

Примечательно, что соответствующие перестановки произошли на фоне заявлений председателя Внешэкономбанка Владимира Дмитриева о намерении возглавляемого им банка «войти в капитал РосБР» и создать «крупный институт развития». Более того, по странному стечению обстоятельств в направленных по инстанциям предложениях Дмитриева тоже фигурировала сумма в $2,5 млрд.

«Дмитриева можно понять: в нынешней ситуации исключительно на обслуживании внешнего долга много не заработаешь»,— комментирует инициативу руководителя Внешэкономбанка один российский банкир. При этом собеседник «Бизнеса», намекая на странное для карьерного финансиста 14-летнее пребывание Дмитриева в системе советского МИДа, отмечает, что «Володя принадлежит к тому же кругу, что и другой Володя».

Дмитриев вправе рассчитывать на взаимность со стороны Кремля еще и потому, что Внешэкономбанк оказался в крайне непростой ситуации в связи с появлением Рособоронэкспорта и Внешторгбанка на «АвтоВАЗе», где ему принадлежало свыше 8% акций. Новые владельцы автогиганта тоже, видимо, рассчитывают на грефовский инвестфонд и в посредничестве Внешэкономбанка не нуждаются.

С другой стороны, Греф явно не намерен отдавать РосБР и, возможно, усилит правление банка Савельевым.
Вероятно, что на смену Савельеву в МЭРТ придет Андрей Белоусов, недавно назначенный четвертым замом Грефа.

Как человек, причастный к созданию небезызвестного питерского банка «Россия», а в недавнем прошлом занимавшийся финансами «Газпрома» и «Связьинвеста», Виталий Савельев наверняка обладает возможностями, сопоставимыми с теми, какие есть у Дмитриева.

Начать дискуссию