•Наталия ОРЛОВА / Глава ЦБ Сергей Игнатьев едва ли не впервые покритиковал своих бывших коллег из Минфина. Однако впустую - предложение увеличить бюджетные отчисления прибыли Центробанка так и осталось в проекте бюджета-2004. Это значит, что Центробанк будет увеличивать инфляцию. А потом за это отвечать.
Банковские законы не станут гвоздем открывающейся сегодня парламентской сессии. Однако одно из изменений жизни Центробанка, предлагающееся на гарнир к основному блюду - бюджету-2004, - в полной мере отразится на экономике страны. Проект бюджета предусматривает увеличение отчислений прибыли ЦБ в бюджет с 50 до 80%.
Сейчас по закону "О Банке России" 50% прибыли ЦБ направляет в бюджет, а 50% оставляет себе. Большая часть идет в резервный фонд, остаток - в социальные фонды, в том числе на зарплаты и пенсии сотрудников. В этом году впервые ЦБ не смог распорядиться "своей" частью - ее распределение утверждал вновь созданный Национальный банковский совет (НБС), который в два с половиной раза снизил предложенные Центробанком отчисления в социальные фонды. Рядовые сотрудники ЦБ, которым больше года не повышали зарплату, последнее время выражают явное недоумение политикой своего руководства.
Такой способ распределения прибыли Центробанка вызвал протест у его руководства, обычно не спорящего с правительством. Сергей Игнатьев публично заявил, что менять норму отчисления можно, когда позволит капитализация ЦБ, а не когда это требуется бюджету. Сейчас ЦБ скорее недокапитализирован - в его балансе присутствуют "нерыночные" обязательства того же правительства. Кроме того, еще не покрыт 27-миллиардный убыток, образовавшийся по итогам 1998 года.
Поправка мешает и исполнению поручения президента по снижению инфляции. За прошлый год прибыль Банка России составила 49.88 млрд. рублей. Если в этом она сохранится на уровне прошлого года - бюджет получит на 15 млрд. рублей больше, чем в прошлом году. Для ЦБ это значит дополнительную эмиссию на означенную сумму, которая целиком пойдет на увеличение инфляции.
Экономические депутаты почти единодушно поддержали предложение правительства. Глава бюджетного комитета Александр Жуков объясняет, что получение прибыли не является целью деятельности ЦБ, но раз она такая большая, "нет ничего плохого, что большая часть этой прибыли будет извлечена". Согласился и председатель комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Валерий Зубов. Такое единодушие понятно - тот, кто будет против, автоматически становится врагом учителей, врачей, ученых и военных.
"Предложение правительства - эквивалент эмиссии, хотя и называется по-другому, - сказал "Финансовым Известиям" глава комитета по банковскому законодательству Госдумы Павел Медведев. - Слова обманывают. Прибыль - это что-то, что можно потратить в свое удовольствие. Создается впечатление, что ЦБ ее получает и транжирит. На самом деле все наоборот - он ее удерживает, не выпускает в экономику, чтобы не было большого количества денег".
С одной стороны, руководителям ЦБ можно сочувствовать. Хотя все вроде бы логично. После мягкого и вполне искреннего согласия Сергея Игнатьева со всеми предложениями правительства, отнимающими у ЦБ все что можно, удивительно, что решили забрать 80, а не 90%. С распределением прибыли глава Центробанка уже рискнул не согласиться. Видимо, поздно.
Теперь норма будет увеличена. Однако у ЦБ есть шанс побороться с инфляцией. У российских аудиторов есть богатый опыт помогать своим клиентам - коммерческим банкам - грамотно прятать полученную прибыль. Обычно ЦБ за такие вещи банкиров критикует. Теперь на Неглинке прочувствуют, как это бывает полезно.
Начать дискуссию