В 2015 году собственники банков спасали их в основном за счет безвозмездной помощи, в противном случае прибыль банковского сектора сократилась бы не в три, а в четырнадцать раз. Об этом 17 февраля в ходе круглого стола на тему «Два взгляда на ситуацию в банковской сфере России» заявила вице-президент Газпромбанка, генеральный директор Аналитического кредитно-рейтингового агентства Екатерина Трофимова. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
«Сегодня мы наблюдаем кризис той бизнес-модели, которая в российской банковской системе сложилась в последние десятилетия, – констатировала Трофимова. – Выбывание банков с рынка из-за финансовой несостоятельности будет продолжаться. Макроэкономические условия и принципиальность регулятора показывают нам, что тенденция в ближайшие годы вряд ли изменится. А банковская система сама по себе не сможет стать драйвером роста экономики».
По ее словам, собственникам «надо принимать какие-то решения».
«Все издержки, которые можно было оптимизировать, уже оптимизированы, – продолжила представитель Газпромбанка. – Вариантов три – либо выходить из бизнеса окончательно, но при этом активы придется реализовывать (если их вообще кто-то возьмет) по значительно меньшим ценам, чем они ожидают. Либо продолжать «на разрыв аорты» оптимизировать издержки, но это скоро будет принимать анекдотичные формы. И третий путь – инвестиции, либо свои, либо, возможно, через слияния и поглощения».
Согласно отчетности ЦБ, в 2015 году российские банки привлекли рекордный объем средств в качестве безвозмездной помощи от собственников – 156 млрд рублей, что более чем вдвое превышает показатель 2014 года (66 млрд рублей). При этом совокупная прибыль банковского сектора в 2015 году составила 192 млрд рублей против 589 млрд рублей годом ранее. То есть без учета безвозмездной помощи акционеров совокупная прибыль сектора составила бы всего 36 млрд рублей, что в 14 раз меньше, чем в 2014 году, отметила Екатерина Трофимова.
Доход от безвозмездно полученного имущества (финансовая помощь) – это способ поддержки банка, который не требует длительной процедуры согласования с Банком России. ЦБ имеет право запросить информацию об источниках этих денежных средств, однако это произойдет уже постфактум. И, в отличие от классической докапитализации, доли акционеров после оказания финансовой помощи не меняются.
«Но из общения с бенефициарами банков ясно, что они пока не приняли каких-то решений, – резюмировала вице-президент Газпромбанка. – Сидим и ждем, что нефть подорожает, или другое счастливое событие произойдет».
Начать дискуссию