В ЦБ, Роспотребнадзор и аппарат финансового омбудсмена поступают жалобы от клиентов, у которых банки заблокировали средства без объяснения причин.
Напомним, клиенты, оказавшиеся под подозрением банков, попадают в базу данных Росфинмониторинга и выйти из этого черного списка уже не могут, так как механизм выхода законодательно не предусмотрен.
В настоящее время такой механизм разрабатывается.
— Идет проработка механизма реабилитации совместно с ЦБ, — сообщили в Росфинмониторинге, — есть жалобы, на них реагируем, есть попытки привлечь Росфинмониторинг в суды в качестве третьей стороны.
В ЦБ заверили, что очень внимательно рассматривают каждую жалобу на отказы банков в открытии счетов или проведении трансакций. Банк России в обязательном порядке запрашивает объяснения кредитных организаций, пишут «Известия».
— Банк России проводит работу с кредитными организациями, разъясняя, что наличие информации об отказе конкретному клиенту — причина не отказывать, а дополнительно изучить клиента, — сообщили в ЦБ.
Однако дополнительное изучение клиента, особенно в течение длительного времени, также может стать причиной финансовых потерь.
Финансовый омбудсмен Павел Медведев привел «Известиям» один из ярких примеров злоупотребления банками антиоомывочным законодательством. Так, недавно банк заблокировал перевод средств пенсионерки между своими же счетами в одном и том же банке. Средства разблокировали, но целый месяц женщина, которая держала все средства на счету, не могла ими воспользоваться.
По мнению аналитика «Эксперт РА» Юрия Беликова, механизм реабилитации должен предполагать постконтроль операций, который позволит разобраться в источнике доходов, назначении платежа, цепочки контрагентов. Если в результате выяснится, что операция имеет экономическое обоснование, должна быть возможность исключить клиента из черного списка.
Механизм реабилитации ошибочно внесенных в черный список клиентов, безусловно, улучшит ситуацию. Однако ущерб добросовестным клиентам наносят не только отказы от проведения трансакций, но и их длительные задержки и проверки. Если таких случаев будет достаточно много, то граждане, которые уже привыкают к расчетам с помощью карт, снова могут вернуться к операциям с наличными.
Начать дискуссию