Межпромбанк устроил бум на рынке депозитных сертификатов

В июле российские банки охватила мода на депозитные сертификаты. По данным Центробанка, за месяц они выпустили их более чем на $1 млрд. Однако оказалось, что на самом деле никакого бума нет - львиную долю сертификатов выпустил Межпромбанк.

В июле российские банки охватила мода на депозитные сертификаты. По данным Центробанка, за месяц они выпустили их более чем на $1 млрд. Однако оказалось, что на самом деле никакого бума нет - львиную долю сертификатов выпустил Межпромбанк.
По данным ЦЭА "Интерфакс", на 1 июля Межпромбанк занимал 5-е место по активам (126,8 млрд руб. ) и 4-е - по собственному капиталу (27,9 млрд руб. ).

Депозитный сертификат - ценная бумага, свидетельствующая о наличии у юридического лица депозитного счета в банке и определенной суммы на нем (но на практике такой счет, как правило, не открывается).

По данным ЦБ, в июле объем выпущенных банками депозитных сертификатов увеличился почти на 33 млрд руб. , или более чем на треть, до 123,6 млрд руб. (для сравнения: у гораздо более популярных банков векселей стало больше всего на 400 млн руб. А с начала года рынок депозитных сертификатов вырос на 85,6%.

Однако оказалось, что эти показатели в значительной степени дело рук Международного промышленного банка. На него пришлось более 30% выпущенных банками депозитных сертификатов (см. график). Не стал исключением и июльский всплеск. По данным отчетов МПБ, размещенных на сайте ЦБ, в июле банк выпустил сертификаты на 26,4 млрд руб. , из них 21,5 млрд руб. - на срок 3 - 6 месяцев. "Это очень много, даже для такого [крупного] банка, как "Межпром", - считает менеджер банка первой десятки.

Получить комментарий в Межпромбанке не удалось. Эксперты предлагают разные объяснения сертификатной программы банка. Партнер аудиторской фирмы ФБК Алексей Терехов предполагает, что МПБ использует депозитные сертификаты для скрытого финансирования каких-то проектов. Покупатель сертификата может передать его другой компании и получить деньги. "Налоговые органы узнают об этом, только если об этой сделке будет заявлено в отчетности", - отмечает аудитор.

Начальник информационно-аналитического управления Национальной ассоциации участников фондового рынка Виктор Четвериков называет депозитный сертификат "одним из самых непрозрачных инструментов". Он похож на вексель: выпускается в документарной форме, и его можно продать при помощи передаточной надписи. По словам Четверикова, сертификаты и векселя - излюбленные банками инструменты для "корректировки" своих показателей: "Их выпуск не требует разрешения регулирующих органов, и они могут служить обеспечением по кредиту".

Однако аппетиты векселедателей ограничивает норматив Н13: объем выпускаемых банком векселей не должен превышать его собственный капитал. По данным отчетов Межпромбанка, на 1 июля он выпустил векселей на 24,8 млрд руб. , а капитал, по данным ЦЭА "Интерфакс", был 27,9 млрд руб.

Менеджер крупного банка полагает, что выпуск сертификатов это, скорее всего, "просто рисование показателей". Руководитель банковского направления РА "Интерфакс" Михаил Матовников отмечает, что в июле у Межпромбанка на те же 26 млрд руб. сократились остатки на рублевых счетах "до востребования" финансовых организаций. "Вероятно, банк просто переоформил эти средства в сертификаты, - говорит Матовников. - Это существенно улучшило показатели его ликвидности, хотя в этом у МПБ не было особой необходимости".

Елена Мязина
Светлана Петрова

🎯Как оценить емкость рынка, не привлекая внимание санит... специалистов!

Эксклюзивная управленка! Только на «Клерке»! Понимание того, сколько продукта может «переварить» рынок крайне важно для принятия управленческих решений. Например, о масштабировании бизнеса и экспансии в новый регион. Масштабироваться хотят многие, а вот возможность для дорогостоящего анализа рынка есть не у всех. Как же быть? Давайте разбираться вместе.

🎯Как оценить емкость рынка, не привлекая внимание санит... специалистов!
11

Начать дискуссию