Платежные системы

Ситибанк обошел госбанки. Он остался расчетным банком Visa в России

Вчера международная платежная система Visa подвела итоги первого тендера по выбору своего расчетного банка в России. Победителем стал Ситибанк, который и прежде обслуживал операции Visa в нашей стране. Чтобы обойти претендентов, среди которых были крупнейшие госбанки, Ситибанку пришлось пойти на серьезное смягчение условий обслуживания. Что неудивительно: цена вопроса - ежегодный оборот почти $10 млрд.

Вчера международная платежная система Visa подвела итоги первого тендера по выбору своего расчетного банка в России. Победителем стал Ситибанк, который и прежде обслуживал операции Visa в нашей стране. Чтобы обойти претендентов, среди которых были крупнейшие госбанки, Ситибанку пришлось пойти на серьезное смягчение условий обслуживания. Что неудивительно: цена вопроса - ежегодный оборот почти $10 млрд.
О том, что Ситибанк признан победителем "тендера по выбору расчетного агента для российских транзакций в системе Visa", "Ведомостям" сообщил гендиректор российского представительства Visa Int. Лу Наумовский. Это первый тендер системы. Шесть лет назад, когда Visa впервые решала вопрос о расчетном банке в России, ее выбор также пал на Ситибанк.

"С тех пор объемы операций и количество банков - партнеров системы в России значительно возросли", - объясняет причину тендера Наумовский. По его словам, сейчас в России выпущено более 7 млн карт системы, ее принципиальными членами стали уже 40 наших банков (вместе с ассоциированными - 250). "Вполне закономерно, что российские члены Visa заинтересовались улучшением условий работы с расчетным банком", - говорит Наумовский.

Российскими банками выпущено 6,2 млн карт этой системы, которые в нашей стране принимают 58 000 торгово-сервисных точек. Средний размер одной операции превышает $100. За последний год (на 1 июля 2003 г. ) объем российских операций по картам Visa составил $9,6 млрд.

Весной было объявлено о проведении тендера, и к концу лета заявки на участие в нем подали шесть банков: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Ситибанк, Райффайзенбанк и "АБН Амро банк". Критериями отбора были финансовое состояние банка (в частности - "адекватность капитала" и "состояние ликвидности") , и предложенные претендентами тарифы и условия обслуживания транзакций по Visa. "Visa требовала наличия у банков рейтингов не ниже странового, поэтому помимо "дочек" иностранцев в конкурсе могли участвовать лишь госбанки", - объяснил круг претендентов банкир, пожелавший остаться неназванным. Но победителем вновь стал Ситибанк.

По словам Наумовского, предложенные Ситибанком условия были лучшими: в частности, он существенно снизил тарифы для банков и отменил требования о "резервировании" ими страхового депозита.

"Теперь работа банков с Visa будет еще эффективнее, они должны быть довольны", - радуется Наумовский. В самом Ситибанке отказались от комментариев.

Победу Ситибанка его партнеры по системе считают логичной. По словам зампредправления ИМПЭКСБАНКа Павла Иванова, "подавляющее большинство крупных российских банков не имеет претензий к работе Ситибанка" в качестве расчетного банка системы. "С Ситибанком проблем не было, он аккуратно ведет расчеты", - соглашается начальник процессингового центра Банка Москвы Игорь Чучкин. А член правления Райффайзенбанка Александр Колошенко уверен, что в результате тендера победили все пользователи системы национальных платежей, поскольку "значительно улучшились" сервисные условия для банков. "Мы надеемся, что этот тендер не последний и Visa Int. и впредь будет проводить подобный отбор", - говорит он.

Но нашлись и недовольные. Представитель одного из российских банков напоминает, что решение о тендере было принято после того, как Ситибанк получил от системы статус эквайера "в обход существующего порядка". Менеджер другого крупного московского банка напоминает, что Ситибанк стал активно развивать розницу, а доступ к информации об операциях других банков дает ему дополнительные конкурентные преимущества. "С этой точки зрения логично было выбрать "АБН Амро", - считает он.

Василий Кудинов

🎯Как оценить емкость рынка, не привлекая внимание санит... специалистов!

Эксклюзивная управленка! Только на «Клерке»! Понимание того, сколько продукта может «переварить» рынок крайне важно для принятия управленческих решений. Например, о масштабировании бизнеса и экспансии в новый регион. Масштабироваться хотят многие, а вот возможность для дорогостоящего анализа рынка есть не у всех. Как же быть? Давайте разбираться вместе.

🎯Как оценить емкость рынка, не привлекая внимание санит... специалистов!
11

Начать дискуссию