Ценные бумаги

Чиновники согласились смягчить валютное регулирование

Предприниматели убедили чиновников смягчить драконовский законопроект о валютном регулировании.

Предприниматели убедили чиновников смягчить драконовский законопроект о валютном регулировании. Из него исчезло требование замораживать деньги при покупке ценных бумаг, перечень валютных операций, по которым могут вводиться ограничения, станет закрытым, а все неясности валютного законодательства - трактоваться в пользу компаний. Но больше уступок не будет, предупреждает первый зампред ЦБ Олег Вьюгин.
Принятый 14 марта в первом чтении законопроект "О валютном регулировании и валютном контроле" разделял все валютные операции на текущие (их перечень приводился в документе) и капитальные (все остальные). Центробанку предоставлялось право по собственному усмотрению вводить режим счета по капитальным операциям и требовать от участников сделки резервирования до 20% от ее суммы на срок до года при ввозе валюты и до 100% на два месяца при вывозе. Представители ЦБ говорили, что эти ограничения необходимы для борьбы с притоками и оттоками спекулятивного капитала, которые способны дестабилизировать российские финансовые рынки.

Предпринимателям законопроект категорически не нравился. И вчера они одержали промежуточную победу. На заседании думского подкомитета по валютному регулированию ЦБ, Минфин, депутаты и лоббисты крупного бизнеса согласовали фактически новую версию законопроекта, которая будет вынесена на второе чтение в ноябре.

Стараниями лоббистов из документа исчезло упоминание о режиме счета. "Он может, например, предусматривать, что купленную за рубли валюту компания вправе использовать лишь для расчетов по договорам об импорте, - говорит начальник управления валютных операций российской "дочки" крупного иностранного банка. - Ни положить эту валюту на депозит, ни перевести на обычный счет компания не может". Теперь ЦБ может лишь требовать проведения валютной операции через отдельный счет в уполномоченном банке, а это, по мнению банкира, "даже не ограничение, а просто способ учета операций".

В новой версии закона не останется разделения операций на текущие и капитальные, тем более что их классификация в предыдущей версии законопроекта, по мнению партнеров России на переговорах о вступлении в ВТО, не соответствовала критериям МВФ. Перечень валютных операций, по которым можно вводить ограничения, и список возможных ограничений стал закрытым: требования о резервировании и проведении операции через отдельный счет могут касаться лишь кредитов, операций с ценными бумагами и небанковских операций кредитных организаций, а также расчетов при приобретении резидентами у нерезидентов недвижимости и долей в уставном капитале компаний. Кроме того, в законопроекте будет ясно указано, кто именно из участников сделки должен депонировать средства. "Предыдущая редакция давала возможность применять процедуру резервирования многократно в процессе исполнения одной и той же операции", - поясняет представитель РСПП в Госдуме Петр Мостовой.

На заседании подкомитета было решено вписать в законопроект норму, предписывающую трактовать все неясности валютного законодательства - по аналогии с налоговым - в пользу субъектов проведения операций, рассказывает Мостовой. "Эта мера возражений не вызывает", - говорит первый зампред ЦБ Олег Вьюгин.

Новый вариант документа упрощает валютные сделки с недвижимостью и ценными бумагами. Предыдущая версия предусматривала возможность 100% -ного резервирования суммы сделки за два месяца до ее проведения. "Это [была] однозначно дискриминационная мера, - подтверждает гендиректор ИК "ТРИНФИКО" Валерий Сотников. - При портфельном инвестировании волатильные бумаги покупаются именно сейчас, и двухмесячная отсрочка фактически перевела бы эти сделки в разряд деривативов". Но Вьюгин говорит, что ЦБ еще поборется за сохранение предварительного резервирования, так как оно необходимо для предотвращения оттока капитала.

Но крупный бизнес на достигнутом останавливаться не собирается. По словам заместителя руководителя комитета РСПП по бюджету и налогам Станислава Воскресенского, при рассмотрении законопроекта на бюджетном комитете Госдумы 13 октября лоббисты потребуют отменить паспорта сделок и прописывать возможные ограничения со стороны ЦБ в "Основных направлениях денежно-кредитной политики" на очередной год. Но ЦБ тоже настроен решительно. "На отмену паспортов сделок и заблаговременное информирование о будущих ограничениях [в "Основных направлениях"] не пойдем никогда", - говорит Вьюгин.

Анастасия Онегина



Начать дискуссию