Малые предприниматели в России все активнее пользуются кредитными ресурсами. По оценкам Российского микрофинансового центра, в прошлом году объем таких ссуд вырос более чем в полтора раза, превысив отметку в $500 млн.
К концу 2004 г., по оценкам Российского микрофинансового центра (РМЦ), объем предоставленных микрокредитов составлял 7,8-9,2 млрд руб. А по итогам прошлого года сумма задолженности по таким ссудам увеличилась ориентировочно до 14,3 млрд руб., т. е. в 1,6-1,8 раза.
Растет число клиентов и у микрофинансовых организаций. Если к началу прошлого года их было 240 000-264 000, то к началу этого — уже порядка 400 000. Причем ссужало им около 1200 кредиторов.
Рынок растет и это весьма консервативные оценки, предупреждает директор РМЦ Михаил Мамута. Появляются новые микрофинансовые организации, а уже существующие укрупняются, добавляет он. Вносит свою лепту и государство — именно в 2005 г. Минэкономразвития начало реализацию проекта по развитию малого бизнеса с компонентами микрофинансирования. Такие же шаги предпринимают и региональные администрации. “Благодаря тому, что за счет этой программы организациям деньги достаются дешевле, активность на рынке также растет”, — говорит Мамута.
В 2005 г. ЦБ зарегистрировал первую в России небанковскую депозитно-кредитную организацию. Ею стала “Женская микрофинансовая сеть”, созданная одноименной ассоциацией после нескольких лет работы в сфере микрокредитования. Впрочем, конкурировать ей приходится и с банками. Прямо на глазах растет число банков, занимающихся микрокредитованием, рассказывает исполнительный директор “Женской микрофинансовой сети” Людмила Скляренко.
Однако говорить о жесткой конкуренции пока не приходится. По оценкам РМЦ, из 6 млн зарегистрированных в России малых предпринимателей в микрокредитовании нуждаются более половины. Их спрос оценивается примерно в $6-8 млрд, в то время как охват рынка всеми существующими банками и небанковскими микрофинансовыми организациями не превышает 15%, или $1 млрд.
Микрофинансирование позволяет нормально зарабатывать, уверяет координатор маркетинговых исследовательских проектов нижегородского “Форус Банка” Артем Полешов. Рынок динамично развивается, и в зависимости от региона ставка по кредитованию организаций варьируется от 25% до 30% годовых.
“Если в 2004 г. на этом рынке работало лишь три банка, то в 2005 г можно смело говорить о семи банках”, — уверяет управляющий филиалом банка “Союз” в Санкт-Петербурге Виктор Ожегов. По его подсчетам, работа с микрокредитами становится рентабельной, если их выдается более 15 в месяц.
Минувший год был не самым простым для некоторых заемщиков. Предприниматели, которые закупают товары за рубежом для продажи на российских рынках, пострадали от укрепления рубля. И пока они адаптировались к этой ситуации, был некий спад на рынке, говорит один из экспертов ИЦ “Рейтинг”. Впрочем, микрофинансовый сектор все равно растет быстрее других. Так, размер совокупной ссудной задолженности российских банков за 2005 г. увеличился на 29,9%, а корпоративный кредитный портфель — на 23,5%. И хотя объем кредитов физлицам почти удвоился, банкиры сами признают, что часть этих ссуд предприниматели берут не на потребительские цели, а на свое дело. А по данным фонда поддержки малого бизнеса Европейского банка реконструкции и развития, его банки — партнеры в России увеличили свои кредитные портфели по программе фонда на 71,5% до $532,1 млн, а число заемщиков — на 31,2% до 63 337.
Малый бизнес всё активнее берет кредиты
Малые предприниматели в России все активнее пользуются кредитными ресурсами.
Начать дискуссию