ЦБ и Минфин доработали банковскую стратегию

Минфин, ЦБ и Минэкономразвития направили в правительство новую стратегию банковской реформы. В отличие от предыдущей редакции в ней нет конкретных сроков принятия законов и выхода ЦБ из капитала росзагранбанков, а прогноз роста банковских активов снижен в два раза. Банкиры и чиновники считают, что реформа может свестись к ужесточению надзора.

Минфин, ЦБ и Минэкономразвития направили в правительство новую стратегию банковской реформы. В отличие от предыдущей редакции в ней нет конкретных сроков принятия законов и выхода ЦБ из капитала росзагранбанков, а прогноз роста банковских активов снижен в два раза. Банкиры и чиновники считают, что реформа может свестись к ужесточению надзора.

Стратегия развития банковского сектора была утверждена в конце 2001 г. Тогда ЦБ и Минфин обещали к 2007 г. увеличить отношение активов российских банков к ВВП с 34,9% до 45 - 50% , а к 2003 г. вывести ЦБ из капитала росзагранбанков, принять законы о страховании вкладов, о кредитных бюро и поправки в закон о банкротстве кредитных организаций. В том, что стратегия не выполняется, правительство убедилось уже через год. Законопроекты не приняты, а продажа акций ЦБ в загранбанках застопорилась из-за противодействия зарубежных органов надзора.

На подготовку и согласование нового плана реформы у ведомств ушло почти десять месяцев. За это время конкретные формулировки документа стали расплывчатыми, а прогнозы развития банковского сектора снизились.

Согласно новой стратегии, текст которой имеется в распоряжении "Ведомостей", к 2007 г. активы российских банков увеличатся максимум до 44 - 45% ВВП. "Это [снижение] не означает, что в 2001 г. было больше оптимизма, - уверяет высокопоставленный источник в ЦБ. - Стратегия лишь фиксирует изменение ситуации на рынке". Но банкиры с такой оценкой не согласны. "Стремиться необходимо как минимум к ранее указанной величине, - говорит вице-президент Пробизнесбанка Павел Бусыгин. - На текущий момент соотношение активов банков к ВВП незначительно, но опережает прогнозы, а в ближайшие три-четыре года условия [развития сектора] будут улучшаться". Правда, оценки Центробанка и независимых экспертов существенно расходятся: по данным ЦБ, отношение активов банков к ВВП на 1 июня составило порядка 40% , а по подсчетам экспертов Высшей школы экономики, - не более 30%.

Дата выхода ЦБ из капитала росзагранбанков в новой стратегии не указана вовсе. "Правительство РФ и Банк России ориентируются на то, что выход. .. будет завершен до конца 2004 г. , - говорится в документе. - Порядок и сроки выхода. .. будут рассмотрены по каждому росзагранбанку в отдельности". Исчезли упоминания о создании системы кредитных бюро и о переходе банков на отчетность по международным стандартам.

Зато в разделе, посвященном банковскому надзору, нашли отражение все новации ЦБ. "С точки зрения зарубежных инвесторов, критерий качества надзора - основной", - объясняет первый зампред ЦБ Андрей Козлов.

В ближайшие три года ЦБ обещает повысить требования к сведениям о реальных учредителях банков, а уже до конца 2003 г. - установить критерии оценки их деловой репутации. Кроме того, к 2005 г. у каждого банка появится куратор в ЦБ. Он будет "работать в постоянном контакте" с органами управления банка и его сотрудниками, "обладать всей доступной информацией" о банке, "давать адекватную оценку" его текущего состояния и перспектив.

Банки оценивают эту идею неоднозначно. По мнению Бусыгина, кураторство приблизит банковский надзор "к лучшим международным практикам". Однако, напоминает исполнительный вице-президент АРБ Андрей Емелин, "во всем мире кураторство доверяют профессионалам". "Возникают сомнения, что ЦБ, при его текучести кадров, имеет возможность поставить в каждый банк куратора, в квалификации которого можно быть уверенным на 100% ", - говорит Емелин. По мнению руководителя банковского направления РА "Интерфакс" Михаила Матовникова, при "постоянном контакте" куратора с подопечными есть "риски возникновения пристрастий".

"Все действительно актуальные вопросы [из стратегии] были убраны, - констатирует чиновник Минэкономразвития, знакомый с ходом подготовки документа. - ЦБ просто хочет закрепить свою позицию, что реформа - это, в первую очередь, надзор". "В этой редакции акценты смещены на качество пруденциального надзора и невмешательство в происходящие процессы, - подтверждает Бусыгин. - Хотелось бы видеть более активное воздействие денежных властей на рост банковской системы". Банкир считает, что в стратегии надо записать меры по стимулированию роста капитализации банков и дерегулированию рынка.

Андрей Панов
Анастасия Онегина

Начать дискуссию