Коллекторы

Российские банки начинают искать новые механизмы избавления от «просрочки»

Вчера Хоум кредит энд Финанс банк сообщил о проведении тендера по продаже просроченной задолженности.

Российские банки начинают искать новые механизмы избавления от «просрочки». Вчера ХКФ-банк) сообщил о проведении тендера по уступке прав по договорам, имеющим просроченную задолженность. Портфель продаваемых долгов будет разбит на блоки по регионам и периоду просрочки: свыше 180 дней и свыше 365 дней, рассказали в пресс-службе банка, отметив, что блоки будут разными по объемам. В банке считают, что «уникальная структура» продажи позволит региональным компаниям принять участие в тендере. Заявки на участие в конкурсе ХКФ-банк будет принимать до конца августа, а в октябре уже рассчитывает заключить договоры. Подобных сделок на рынке еще не было. 

Российские банки только недавно стали искать способы избавления от просроченной задолженности, в частности, и путем ее продажи. В мировой практике, по оценкам Ernst & Young, банки продают просроченные кредиты на $4 трлн ежегодно. В России банки работают с «плохими» долгами сами или привлекают коллекторские агентства, отмечает вицепрезидент Ситибанка Наталья Николаева. Банк «Русский стандарт», например, регулярно по номиналу продает Агентству по сбору долгов кредиты, по которым в течение четырех месяцев не было выплат. Но на тендер по продаже «просрочки» еще никто из банков не решался. «У нас было несколько сделок с небольшими портфелями, но без тендера»,— говорит председатель совета директоров компании «Секвойя Кредит Консолидейшн» Евгений Бернштам. «В России рынок „плохих” кредитов очень мал и носит статус закрытого — банкиры пока не склонны делиться информацией о состоянии своего кредитного портфеля»,— отмечает директор по развитию бизнеса долгового агентства «Пристав» Сергей Шпетер. 

В конце 2005 года ХКФ-банк впервые списал с баланса «плохие» долги. К «потерянным» он относил ссуды, просроченные более чем на 360 дней. На 31 марта 2005 года банк оценил объем таких кредитов в 294 млн руб. По итогам первого квартала уровень просроченной задолженности ХКФ-банка по международным стандартам составил 14%. Предложив коллекторам существенный объем «плохих» кредитов, банк сможет получить адекватную цену, считает председатель правления «Межпромбанка Плюс» Игорь Лысенко. 

«Рынок коллекторских агентств в России только формируется, а их работа очень отличается по качеству, в этой ситуации тендер — удачный ход»,— добавляет он. 

«Мы будем участвовать в тендере, но его параметры еще неизвестны»,— говорит Бернштам. Существуют разные подходы к оценке (от объема портфеля, срока задолженности и количества заемщиков), рассказывает Шпетер: например, покупка вслепую, то есть без реального анализа качества долгов. Впрочем, директор ООО «Юридическое бюро 92 и партнеры» Игорь Алейник считает, что это очень рискованно, а потребкредиты — самые неблагодарные из всех видов ссуд: суммы долга небольшие, а заемщиков очень много. «Отчасти это покупка „мертвых душ”,— добавляет он,— как правило, 10% от просроченной задолженности уже никогда не возвращается». 

По словам Алейника, агентства по работе с долгами предпочитают работать за вознаграждение от кредитов, которые они вернули банку,— так они снижают свои риски. Есть другой вариант — в тестовом режиме по агентскому соглашению передается 10% портфеля, а после оценки его качества уже обсуждается стоимость, говорит Шпетер. Он напоминает, что банки только сейчас реально начали задаваться проблемами просроченной задолженности по розничным кредитам. В перспективе практика продажи долгов получит более широкое распространение в России, считает Шпетер. 

Начать дискуссию