Попытка использовать банки для передачи в ПФР заявлений будущих пенсионеров о выборе управляющего их накоплениями принесла предсказуемый результат. Проверка Минфина выявила, что банки предпочитают обслуживать лишь тех, кто выбрал управляющей компанией аффилированную структуру банка.
Чтобы отдать свои накопления в управление частной компании, будущему пенсионеру нужно всего лишь уведомить о своем выборе ПФР - написав заявление в отделении фонда или отправив его по почте. Поскольку не все будущие пенсионеры легко смогут найти адрес местного отделения ПФР, авторы пенсионной реформы предусмотрели еще один вариант: принимать заявления граждан и передавать их в Пенсионный фонд могут организации-трансферагенты, заключившие с отделением фонда соответствующий договор. Ими могут быть работодатели, ЖЭК, банки и др.
В сентябре ПФР подписал такие соглашения с 11 банками, а сейчас их число увеличилось до 18. При этом у большей части из них есть дочерняя или дружественная управляющая компания, получившая право работать с пенсионными накоплениями. Например, у МДМ-банка это Петровский фондовый дом (ПФД) , у Гута-банка - "Монтес Аури", у "УралСиба" - "Аккорд Эссет Менеджмент", у Банка Москвы - "Пенсионный резерв". Ну а названия "УК Росбанка", "УК Промышленно-строительного банка", управляющие компании "НИКойл" и "НИКойл-Сбережения", "Альфа-Капитал" говорят сами за себя.
"Такие связи создают конфликт интересов, - считает председатель совета директоров УК "ПИОГЛОБАЛ Эссет Менеджмент" Мария Чураева. - Доходы [банков, 4 руб. за заявление] не компенсируют затраты, и им не интересно обслуживать чужих клиентов".
Так и получилось. Как рассказала "Ведомостям" замминистра финансов Белла Златкис, в конце октября министерство с целью "провести собственное небольшое расследование" отправило в банки группу своих сотрудников. Неприятные известия от лазутчиков не заставили себя ждать. "В некоторых банках нам предлагали передать деньги в какую-то одну конкретную управляющую компанию, - рассказывает Златкис. - Где-то у нас отказались взять заявление на перевод в другую [не родственную с банком] компанию". По ее словам, были случаи, когда служащие банка вообще не стали обслуживать клиента. "Видимо, эти банки были нацелены на работу с большим коллективом, а не с отдельными людьми, ведь розничный клиент - это хлопотно", - полагает замминистра.
Поведение банков-агентов изучали и сотрудники Минэкономразвития. "В большинстве случаев банки пытались навязать аффилированные компании, например предлагая уже заполненные заявления, которые гражданам оставалось только подписать", - сетует первый замминистра Михаил Дмитриев. С похожим случаем столкнулись и сотрудники УК "КапиталЪ", также интересовавшиеся работой агентов.
Имена банков-нарушителей чиновники не называют. По словам Златкис, Минфин сообщил о результатах проверки Пенсионному фонду. "Фонд ответил мне письмом, что агенты предупреждены о том, что повторение подобных случаев грозит им расторжением договора", - говорит она. Связаться с ПФР вчера не удалось, но в банках подтвердили, что получили "черную метку".
Однако ни один из опрошенных "Ведомостями" банков не признается в пособничестве своей управляющей компании. "У нас в каждом отделении висит полный список управляющих, - заверил представитель Альфа-банка. - Но клиенты, как правило, приходят уже с заполненными заявлениями, не принять которые мы не имеем права". Директор по услугам на финансовых рынках ПСБ (СПб) Сергей Борисов говорит, что агитировать граждан в пользу своей компании сотрудникам банка строго-настрого запретили юристы и это запрет выполняется. "Мы прекрасно понимаем, что одно-два нарушения, и мы можем не только лишиться статуса трансферагента, но и навредить нашей управляющей компании", - говорит председатель правления "ВЭБ-инвест Банка" Александр Винокуров. Он уверен, что так же думают и другие банкиры, однако не исключает нарушений в чьем-нибудь филиале - но не по злому умыслу, а от недопонимания исполнителей. "Не принять заявление мы не можем, даже если оно оформлено с ошибкой", - подчеркивает начальник отдела ресурсной инфраструктуры МДМ-банка Максим Довгялло. Впрочем, он признает, что если клиент спрашивает совета у сотрудника банка, то он рекомендует ему ПФД. "Но мы предупреждаем, что это наше частное мнение и он не обязан выбирать рекомендованную нами компанию", - указывает Довгялло.
Банки стараются навязать будущим пенсионерам свои управляющие компании
Поскольку не все будущие пенсионеры легко смогут найти адрес местного отделения ПФР, авторы пенсионной реформы предусмотрели еще один вариант: принимать заявления граждан и передавать их в Пенсионный фонд могут организации-трансферагенты, заключившие с отделением фонда соответствующий договор. Ими могут быть работодатели, ЖЭК, банки и др.
Начать дискуссию