Результаты исследования корпоративного управления в российских банках удивили IFC: каждый пятый банкир считает, что Центробанк не знает реальных собственников его банка, а в 14% случаев их не знает и сам топ-менеджер кредитной организации. Однако финансисты назвали эти результаты "прекрасными", а в Центробанке уверены, что скоро выведут на чистую воду всех хозяев банков.
IFC - инвестиционное подразделение группы Всемирного банка. В исследовании приняли участие руководители 50 банков, на которые приходится 20% совокупного капитала (за исключением госбанков - Сбербанка и Внешторгбанка - дочерних иностранных банков). Респонденты расположены во всех федеральных округах, у них от одного до 122 000 акционеров и от 100 до 4600 сотрудников.
Старший консультант IFC Патрик Лютернауер считает, что высших стандартов корпоративного управления российский банковский сектор достигнет через 5 - 10 лет, хотя уже сейчас он опережает нефинансовый сектор. "Это можно объяснить высоким уровнем регулирования и надзора со стороны Центробанка", - говорит консультант.
Еще в прошлом году ЦБ начал убеждать банки раскрывать их реальных владельцев. Первый зампред правления Центробанка Андрей Козлов говорил, что ЦБ учитывает степень открытости собственников кредитной организации при рассмотрении ее обращений - например, за генеральной лицензией. Но окончательно побороть скрытность банкиров регулятору пока не удалось. Лишь 80% опрошенных IFC руководителей считают, что Центробанк знает имена фактических хозяев их банков.
Правда, председатель финансового комитета Совета Федерации Сергей Васильев назвал этот показатель "прекрасным", но уточнил, что это оценка самих банкиров, а не реальное положение вещей. "Результат лучше ожиданий, поскольку скрытые собственники - историческое наследие нашей банковской системы", - говорит председатель правления МДМ-банка Владимир Рашевский. Его банк принадлежит австрийской MDM Holding, но имена ее владельцев были обнародованы - это Андрей Мельниченко и Сергей Попов. Хорошим считает результат исследования и участвовавший в опросе IFC финдиректор Международного банка Санкт-Петербурга Геннадий Мещеряков. Его банк владельца не скрывает. "Мне даже проще на переговорах, когда я могу сказать, что мой банк принадлежит мистеру [Сергею] Бажанову, хотя есть и много других акционеров", - говорит финдиректор.
Зампредседателя ЦБ Геннадий Меликьян затруднился оценить долю банков, чьи владельцы неизвестны регулятору, поскольку "по многим банкам нужны серьезные исследования". Но ЦБ знает настоящих владельцев банков, вновь получающих лицензии, говорит он. В Центробанке не сомневаются, что всем владельцам банков придется назвать себя, когда банки начнут вступать в систему страхования вкладов.
Пока же, как следует из исследования IFC, даже не всем топ-менеджерам кредитных организаций известно, на кого они работают. Только 76% руководителей банков знают их реальных владельцев, а уровень осведомленности членов советов директоров и правлений оценивается в 86%. "Мы считаем, что они должны знать, на кого работают: это важно для успешной реализации стратегии банка", - недоумевает Лютернауер. "Вполне реально, что 14% топ-менеджеров не знают точной структуры собственности. Они могут знать лишь представителя собственника", - успокаивает Рашевский.
Мещеряков из Международного банка Санкт-Петербурга убежден, что количество банков с "неизвестными" собственниками - не самый главный показатель, важнее, какая на них приходится доля капитала. Рашевский предполагает, что более скрытны мелкие региональные банки. А более открытыми, как отмечают в IFC, оказались банки, ориентирующиеся на розничные и международные рынки. Тем не менее только 54% опрошенных руководителей считают, что о владельцах их банков известно "широкой общественности". "Обывателю, скорее всего, это неинтересно, да и в СМИ эта информация появляется нечасто, - объясняет предправления банка "Электроника" Владимир Романов. - А в банковском кругу владельцы активных на рынке банков, как правило, известны".
Василий Кудинов
Начать дискуссию