Банки

Минфин разрешит регионам хранить деньги в коммерческих банках

Минфин скрасил жизнь администрациям регионов-доноров: с 2004 г. они смогут размещать временно свободные средства на депозитах в коммерческих банках. До сих пор такого права у них не было, и осевшие на счетах в казначействе свободные деньги съедала инфляция.

Минфин скрасил жизнь администрациям регионов-доноров: с 2004 г. они смогут размещать временно свободные средства на депозитах в коммерческих банках. До сих пор такого права у них не было, и осевшие на счетах в казначействе свободные деньги съедала инфляция. С другой стороны, зачисление средств регионов на депозиты создает условия для коррупции, отмечают аналитики.

В принятый в минувшую пятницу в третьем чтении закон о федеральном бюджете правительство включило норму, разрешающую регионам-донорам размещать временно свободные средства на депозитах в коммерческих банках. Действие 236-й статьи Бюджетного кодекса, запрещающей такие операции, будет приостановлено для них на год, а весной 2004 г. , по словам вице-премьера Алексея Кудрина, правительство внесет в Бюджетный кодекс поправку, регламентирующую открытие депозитов. С другой стороны, регионы больше не смогут держать в комбанках текущие счета и покупать госбумаги - все обслуживание бюджетов с будущего года переводится в казначейство или расчетно-кассовые центры ЦБ.

На 1 января 2002 г. остатки на счетах субъектов федерации составляли 43,5 млрд руб. , за год они выросли до 52,4 млрд (5,6% расходов). За девять месяцев текущего года остатки выросли до 105,5 млрд руб. (10,6% расходов). Величина остатков на счетах региональных бюджетов может сильно колебаться в течение года, уменьшаясь к концу финансового периода. По оценке Минфина, примерно половина остатков приходится на регионы-доноры. В 2003 г. средства из Фонда финансовой поддержки регионов получает 71 субъект РФ, следовательно, донорами могут считаться 18 регионов.

"Регионы, не получающие средств из Фонда финансовой поддержки, должны будут держать расчетные счета в ЦБ, зато со свободных средств они могут получать доход, размещая их в комбанках", - пояснил замминистра финансов Антон Силуанов. А председатель бюджетного комитета Совета Федерации Евгений Бушмин конкретизирует: "Доноры добились от правительства компенсации за перевод текущих счетов в казначейство". Бюджетный кодекс не регламентирует процедуру размещения средств на депозитах, но Силуанов считает, что регионы, желающие воспользоваться этой возможностью, должны будут отбирать банки на конкурсе.

А вот у субъектов федерации, получающих трансферты из центра, такой возможности нет. "Центр дает регионам средства на выплату зарплат и вправе накладывать ограничение на распоряжение этими деньгами, - замечает Илья Трунин из Института экономики переходного периода. - А вот запрещать донорам свободно распоряжаться своими остатками было бы очень странно". А доцент экономфака МГУ Магомет Яндиев добавляет, что у регионов, получающих деньги из центра, свободных средств не должно быть в принципе, если бюджет грамотно составлен.

Банковский аналитик Standard & Poor's Елена Окороченко одобряет разрешение регионам размещать деньги на депозитах, ведь нередко они месяцами копят средства на какие-то большие программы, например на северный завоз. "У регионов простая альтернатива - получить со свободных средств дополнительный доход либо не получить вообще ничего", - замечает аналитик Альфа-банка Наталья Орлова.

По оценке руководителя банковского направления РА "Интерфакс" Михаила Матовникова, размещая депозит на 2 - 3 месяца в надежных банках, регионы могут рассчитывать примерно на 10% годовых. Однако банки, сильно нуждающиеся в средствах, предложат регионам и 14% годовых. А Орлова полагает, что полугодовые депозиты будут размещаться под 6% годовых, а депозиты на 1 - 3 месяца - под 4 - 5%.

Но Матовников опасается, что не все средства будут размещены надежно, вспоминая опыт 1990-х гг. , "надолго отбивший у федеральных властей охоту давать регионам право держать средства в комбанках".

Аналитики указывают и на опасность коррупции. "Вероятно, банки не будут отражать в официальной отчетности реальный процент по депозитам", - полагает гендиректор агентства "Русрейтинг" Ричард Хейнсворт. "Есть случаи, когда регионы привлекают кредиты под 0% , расплачиваясь с банками иными благами, - соглашается Яндиев из МГУ. - Так же может быть и с депозитами, доход от которых может пойти во внебюджетные фонды". Отсутствие четкого порядка размещения средств в банках и ежемесячной разбивки исполнения бюджетов может привести к коррупции, подчеркивает он: "Регионы смогут в течение года крутить средства в банках, а к 31 декабря обнулить остатки".

В 1990-х гг. предназначенные для выплаты зарплат трансферты из федерального центра нередко оседали на банковских счетах регионов. К примеру, в ноябре 1998 г. остатки субфедеральных бюджетов в банках выросли на 1,3 млрд руб. , а ссуды федерального центра регионам составили 0,64 млрд руб. "Таким образом, все предоставленные ссуды федерального бюджета были фактически потрачены на цели иные, чем те, на выполнение которых они были предоставлены", - отмечалось в обзоре Бюро экономического анализа.

Борис Грозовский

Начать дискуссию