Банкоматы с функцией приема наличных в конвертах, которые недавно ввел в моду Ситибанк, удобны, но граждане все еще побаиваются доверять им свои кровные. Ведь даже искушенные банкиры иногда сомневаются, смогут ли доказать, сколько положили в конверт.
Один из них, клиент Ситибанка, положил в конверт больше денег, чем указал на экране терминала, и решил посмотреть, что будет.
Проверку Ситибанку 28 ноября устроил специалист в розничном банковском бизнесе Вячеслав Авдюков. Он работал в Мост-банке, МДМ-банке, банке "Зенит". В сентябре этого года ушел с поста директора департамента региональной сети банка "Ингосстрах-Союз" и пока нигде не работает. По словам Авдюкова, он уже почти год обслуживается в Ситибанке по программе Citione и с удовольствием пользовался функцией cash-in банкоматов банка на АЗС BP, но крупные суммы все-таки предпочитал вносить через кассу.
При этом ему всегда было интересно, что будет, если человек ошибся, положил в конверт, например, 500 руб. , а в окошке на экране банкомата указал 50 руб. Решил провести эксперимент: взял с собой на всякий случай в свидетели друга - сотрудника ВР-ТНК и положил в конверт 60 руб. вместо 50 руб. , указанных при проведении транзакции. В понедельник Авдюков проверил счет и выяснил, что прибавилось лишь 50 руб. вместо 60 руб. , хотя в таких случаях банк должен зачислять всю сумму из конверта. Он позвонил в службу поддержки Ситибанка, но там ответили, что никакой разницы между тем, что лежало в конверте, и заявленной суммой обнаружено не было.
Авдюков, понимая что никаких доказательств того, что в конверте было 60 руб. , у него нет, написал письмо на имя предправления Ситибанка с просьбой разобраться. Хотя 10 руб. все-таки пришли на его счет 3 декабря, неприятный осадок у банкира остался. "Мне было интересно, как отреагирует банк. Получилось не очень красиво. В этом случае клиент по сути не защищен - он вынужден полностью доверять банку", - говорит Авдюков.
В Ситибанке утверждают, что такие случае встречаются крайне редко. По словам Нандана Мера, начальника управления по работе с физлицами Ситибанка, обычно банк зачисляет на счет клиента ровно столько денег, сколько лежит в конверте. Конверты разрезаются, их содержимое вытряхивается и пересчитывается под видеозапись. В этом же случае лишние 10 руб. приклеились к внутренней стороне конверта - его нашли после того, как Авдюков обратился с претензией в службу поддержки, и потому деньги были зачислены на счет с некоторой задержкой.
Одному из банкиров, знакомому с "конвертными" банкоматами, такое объяснение показалось странным - он предположил, что Ситибанк скорее просто не успел к назначенному сроку доставить и распечатать все конверты из банкоматов и начислил Авдюкову сумму, исходя из той, которую он заявил при транзакции.
Такие банкоматы, как у "Сити", в Москве ставят Райффайзенбанк и Альфа-банк. Их представители подтверждают, что клиенты, которые нарочно или по ошибке кладут в конверт большие или меньшие суммы, встречаются редко. "Мы их практически не замечаем", - говорит начальник управления по развитию розничного бизнеса Райффайзенбанка Александр Колошенко. По его словам, гораздо хуже, когда клиенты кладут в банкомат стопку купюр вообще без конверта. Но и в этом случае их удается зачислить на счет - информация о транзакции пропечатывается на верхней купюре.
По словам руководителя пресс-службы Альфа-банка Вадима Юрко, за год существования "Альфа Банк Экспресс" претензий клиентов в отношении работы "конвертных" банкоматов не возникало, а случаи, когда клиент вводит определенную сумму, а в банкомат кладет пустой конверт, бывают редко. "В таком случае зачисления средств, естественно, не происходит, но это скорее факты мелкого хулиганства, чем целенаправленного мошенничества", - говорит он.
Вместе с тем большинство российских банков сегодня выбирают банкоматы другого типа - с функцией cash-in в режиме on-line. Такие банкоматы дороже - они принимают непосредственно купюры, пересчитывают их, проверяет подлинность, и внесенная сумма сразу зачисляется на счет клиента. Такие банкоматы уже есть у БИН-банка, Гута-банка, Экспобанка и скоро появятся у МДМ-банка.
По мнению Алексея Колобохова, начальника департамента пластиковых карт БИН-банка, для России "конвертные" банкоматы не слишком подходят - разбирательств с клиентами здесь не избежать, а никаких юридических норм, которые бы регулировали процесс внесения средств без идентификации клиента и без непосредственной проверки содержимого конверта, в банке найти не смогли.
"Конвертная технология пополнения счетов предполагает существенную долю ручного труда при обработке операций, что увеличивает их себестоимость для банка", - дополняет коллегу начальник управления розничных банковских продуктов МДМ-банка Андрей Звездочкин.
Вместе с тем ни Ситибанк, ни Альфа-банк, ни Райффайзенбанк пока не собираются ничего менять - их банкоматы останутся "конвертными": не хотите - не кладите.
Начать дискуссию