20 февраля на парламентских слушаниях "Соответствие нормативного регулирования и практики осуществления Банком России банковского надзора основным положениям федерального законодательства" депутаты Госдумы предложили лишить Банк России надзорных функций, передав их Росфинмониторингу. Идею о выделении функции банковского надзора из Банка России озвучил председатель банковского комитета Госдумы Владислав Резник.
Представители Центробанка восприняли предложение Резника с удивлением. Как отметил первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян, если необходимо изменить принцип реализации надзора, то надо отменять и закон о ЦБ, и закон о банках и банковской деятельности, и закон по отмыванию, и о страховании вкладов, потому что во всех них на Банк России возлагаются конкретные функции. Ведомства, поддерживающие инициативу о выведении надзорного блока из-под контроля ЦБ, не называются. Однако эту идею активно поддерживает Росфинмониторинг, которому и предполагается передать надзорные функции банковского сектора.
Идея выделения функции надзора из структуры ЦБ возникла еще в 2000 году. Тогда при обсуждении поправок в закон о Банке России депутаты хотели принять норму по выведению комитета банковского надзора из ЦБ. Но если несколько лет назад идея лишить ЦБ надзорных функций вызвала резкую критику министерств и ведомств, то сейчас правительство готово поддержать инициативу депутатов.
В банковском сообществе к высказанным предложениям отнеслись резко отрицательно. По словам президента Ассоциации региональных банков Анатолия Аксакова, проведенный опрос среди банкиров выявил, что 75% из них выступают за сохранение банковского надзора в ведении Банка России, 20% высказались за создание отдельного надзорного органа, и 5,5% – за передачу функций банковского надзора мегарегулятору.
Участники рынка считают, что создание единого надзорного органа может быть оправдано с точки зрения оптимизации взаимодействия банкиров с другими госструктурами. Опасение вызывает тот факт, что перевод надзорных функций в другое ведомство потребует разработки новых методологий и нормативных актов и обернется катастрофой в банковском секторе и бумажной волокитой. Банкиры отметили, что совмещение в одном госоргане нормотворческих и контрольных полномочий противоречит рыночному механизму регулирования экономики и ведет к росту коррупционной составляющей. Но на реализацию этой идеи потребуется как минимум 3-5 лет. В краткосрочной перспективе вывод надзора из ЦБ маловероятен в силу разных причин: из-за отсутствия законодательной базы, психологической "привязанности" банков к существующему регулятору и неготовности других участников финансового рынка к столь радикальным переменам.
Надзорные функции ЦБ предложено передать Росфинмониторингу
Идею депутатов Госдумы поддержало правительство РФ.
Начать дискуссию