По мнению специалистов, иностранцев отпугнули бюрократические сложности оформления заявки. Для многих процедура оказалась просто неподъемной, пакет требуемых документов менялся на ходу. Процедура публичного размещения акций банков в России столь тяжела, что вряд ли еще какому-либо банку удастся его провести, уверяет первый зампред правления Сбербанка Алла Алешкина. Особенно если помимо отечественных инвесторов банк захочет привлечь иностранцев. На Западе регулятор следит прежде всего за эмитентом, а в России - за инвестором. Банку, размещающему акции в России, достаточно сдать три последних баланса и отчета о прибылях и убытках. Гораздо сложнее покупателю, претендующему более чем на 1% в капитале или желающему потратить более 10 млн. рублей, поскольку он вынужден подтверждать свою финансовую состоятельность. Для этого требуется не только баланс, но и расчет чистых активов, которых должно хватить для приобретения акций. Корректность расчетов должна подкрепляться сведениями о чистой прибыли или убытке уже после отчетной даты, а также информацией о просроченной задолженности. Иностранцам, кроме всего этого, нужно переводить на русский язык финансовые и учредительные документы. Наконец, средства, переведенные за акции, замораживаются почти на два месяца, поскольку до регистрации отчета о размещении в ЦБ торговать новыми бумагами нельзя, отмечает Алешкина.
Ужесточать требования к покупателям банковских акций ЦБ стал после прихода команды Сергея Игнатьева в 2002 году. Тогда многие банки пользовались фиктивными схемами для накачки капитала. И регулятор стал следить за инвесторами, чтобы в оплату акций не направлялись деньги, которые ранее банк выдал в качестве кредитов. Затем ЦБ озаботился финансовой состоятельностью инвесторов - ведь владельцы должны быть способны поддержать банк в сложной ситуации, рассуждали в ЦБ. Чтобы следить за всем этим, ЦБ и требует от инвестора его баланс и другие документы.
По оценке А.Алешкиной, Сбербанк недосчитался заявок на $5-7 млрд. Потери могли быть существеннее, но часть инвесторов участвовала в эмиссии через специальные ноты - акции под них выкупались букранерами, а приобретателям нот не требовалось связываться с регистрацией в ЦБ.
Официальные комментарии в ЦБ получить не удалось. Сотрудник надзорного блока уверяет, что о дискриминации иностранцев речи не идет. Во многих странах зарубежные покупатели акций банков попадают под особое внимание регулятора — у нас же от иностранцев не требуется большего, чем от российских инвесторов, объясняет он. Глава банковского комитета Госдумы Владислав Резник утверждает, что проблема не в законах, а в нормативных актах ЦБ. В Центробанке считают, что объем поданных на акции Сбербанка заявок говорит о том, что процедура вполне приемлемая.
Сбербанк мог получить от продажи акций на $7 млрд. больше
По мнению специалистов, иностранцев отпугнули бюрократические сложности оформления заявки.
Начать дискуссию