Банки

Первая победа заёмщика над банком-кредитором

Иркутский суд постановил, что банк "Восточный экспресс" должен вернуть 18,8 тыс. рублей комиссий, уплаченных клиентом за ведение ссудного счета, и дальше обслуживать кредит без всяких поборов.

20 апреля Свердловский районный суд Иркутска обязал банк "Восточный экспресс" вернуть своей заемщице 18,8 тыс. рублей, уплаченных ею за ведение ссудного счета, и в дальнейшем она не должна платить эту комиссию. В банке и суде комментарии получить не удалось, представитель УРСА Банка, соответчика по иску, от них отказался.

Как рассказала "Ведомостям" сама заемщица Лариса, 14 января 2006 года она взяла в кредит на три года в 80 000 руб. в Дальвнешторгбанке (в мае 2006 г. переименован в “Восточный экспресс”). Кредит был получен в период рекламной акции "Рождественский кредит" без штрафа за досрочное погашение, платить нужно было 4200 руб. в месяц.

В договоре значилась комиссия за ведение ссудного счета — 1,5% от суммы кредита, но не было указано, единовременный это платеж или нет. “Я думала, что эти 1,5% взимаются один раз, поскольку пояснения в договоре не было”, — говорит заемщица. Выплатив за 10 месяцев 42 000 руб., семья решила кредит досрочно погасить. По предварительным расчетам выходило, что оставалось вернуть чуть более 40 000 руб. Однако в банке ей насчитали “64 000 или 66 000 руб.”. “Я была в шоке. Нам сказали, что это аннуитетные платежи, которые рассчитываются сложным способом. Я даже такого слова не знала”, — признается Лариса. Тогда же она разобралась в остальных платежах: оказалось, что 1200 руб. из ежемесячного платежа составляла плата за ведение ссудного счета, еще часть — проценты и меньшая часть — за сам кредит. “Выплатив 42 000 руб. за 10 месяцев, я отдала всего ничего, потому что только 18 800 руб. заплатила за ведение счета”, — заключает Лариса.
Посчитав, что реальная ставка по кредиту гораздо выше, чем указанные 16%, она передумала погашать кредит досрочно, и написала жалобу в банк. “Мне ответили, что все расчеты правильные, а о том, что комиссия ежемесячная, можно было прочесть на стендах”, — рассказывает она. Следующим ее шагом стало обращение в отдел по защите прав потребителей городской администрации, затем — в “Дельфин”, который помог написать исковое заявление.

“Верховный суд постановил, что по кредитным договорам с физлицами применяется закон о защите прав потребителей. Составляя иск, мы опирались на то, что банк навязал услугу ведения ссудного счета, тогда как этот закон запрещает обусловливать одну услугу другой, тем более взимая за нее дополнительную плату”, — говорит Чебунин. “Банк нарушил еще и право заемщика на информацию, — добавляет начальник отдела потребительского рынка иркутской администрации Виктор Низовцев, — не указав, в частности, с какой периодичностью взимается комиссия”. “Восточный экспресс”, по сведениям Чебунина, собирается подать апелляцию в областной суд.

Если решение иркутского суда будет поддержано высшими инстанциями — хотя бы областным судом, это может изменить положение заемщиков. Пока клиентам банков не удавалось оспорить комиссии, успеха добился лишь Роспотребнадзор в Свердловской области. Если решение "устоит", то другие заемщики смогут ссылаться на него, и банку придется пересмотреть все договоры.

Комментарии

3
  • 21mvp
    Интересно, а кто-нибудь и когла-нибудь выдаст этой Ларисе кредит в дальнейшем.
  • Свих Г.Р.
    Выдадут. В Иркутске около 50 банков.
  • Альберт Бабенко
    надеюсь с скором времени банки смогут предложить клиентам кридиты такие какие предлагаются в цивилизаванных странах.