Кредитование

Банковские комиссии и штрафы признаны правомерными

Сразу двум банкам удалось оспорить в суде претензии Роспотребнадзора о незаконности банковских комиссий и штрафов при потребительском кредитовании граждан.

Сразу двум банкам удалось оспорить в суде претензии Роспотребнадзора о незаконности банковских комиссий и штрафов при потребительском кредитовании граждан.

В Московском арбитражном суде банк "Русский стандарт" и Фора-банк оспорили постановления управлений Роспотребнадзора по Свердловской и Калужской областям о привлечении их к административной ответственности за нарушение прав потребителей. Претензии к банкам идентичны: Роспотребнадзор считает незаконными комиссию за ведение ссудного счета, штрафы за досрочное погашение кредитов и просрочку платежей. Соответствующие претензии были предъявлены банкам в результате проверок, проведенных Роспотребнадзором по жалобам заемщиков.

Представители Роспотребнадзора заявили, что открывать ссудный счет требует ЦБ, что делает неправомерным взимание с заемщика платы за ведение этого счета. За просрочку платежа, по мнению Роспотребнадзора, банк может потребовать от заемщика лишь досрочного погашения кредита. При этом запрет на досрочное погашение кредита, используемый большинством банков в первые месяцы пользования ссудой, незаконен. Юристы Роспотребнадзора указывают на закон о правах потребителей, согласно которому клиент может в любой момент отказаться от услуг банка.

Представители банков объясняют, что законодательство не запрещает им взимать комиссию за ведение счета и плату за досрочное погашение. Дополнительно они ссылаются на недавнее письмо ЦБ №78-Т, в котором банки получили окончательные разъяснения регулятора о порядке расчета эффективной ставки. Этот документ допускает взимание банком платежей за ведение счета. Кроме того, адвокаты банков опровергают претензии Роспотребнадзора, ссылаясь на принцип свободы договора.

Решения суда свидетельствуют о формировании судебной практики в пользу банков. По мнению экспертов, эти два дела демонстрируют неуязвимость позиции банков во взаимоотношениях с заемщиками. Однако юристы указывают, что пока можно говорить лишь о формировании региональной судебной практики. При этом в Уральском регионе она складывается в пользу Роспотребнадзора, а в Москве - в пользу банков.

Окончательный ответ на вопрос, кто прав и виноват, может дать лишь Высший арбитражный суд. Для этого стороны спора в своих судебных разбирательствах должны дойти до пересмотра дела в порядке надзора, либо ВАС выпустит информационное письмо о практике применения норм закона о правах потребителя в розничном кредитовании. Это возможно в случае большого количества исков со стороны банков к Роспотребнадзору. Сейчас в московском арбитраже находятся иск Альфа-банка к управлению Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу и еще четыре иска "Русского стандарта" к управлениям Роспотребнадзора по Свердловской и Челябинской областям.

Проигрыши в судах вряд ли остановят Роспотребнадзор от предъявления претензий другим банкам. По словам главы ведомства Геннадия Онищенко, ситуация на рынке потребительского кредитования ухудшается. С начала этого года в Роспотребнадзор поступило 86 жалоб потребителей на деятельность банков. При этом большинство жалоб касаются лидеров рынка розничного кредитования: 52 жалобы поступили на банк "Русский стандарт", а 11 - на ХКФ-банк.

Начать дискуссию