Банки

Банки просят изменения ставки по валютным кредитам

Банкиры активизировались в попытках избавиться от нижней планки 9% по валютным кредитам, чтобы частные клиенты не платили налог на материальную выгоду в случае кредитования под меньшую ставку.

Банкиры активизировались в попытках избавиться от нижней планки 9% по валютным кредитам, чтобы частные клиенты не платили налог на материальную выгоду в случае кредитования под меньшую ставку. Для этого требуется внести поправки в Налоговый кодекс.

Банку Москвы, предложившему весной 2007 года кредиты в швейцарской и японской валютах, пришлось стать налоговым агентом для своих клиентов: кредитуясь под ставки 6,5–7,4% годовых, заемщики, по мнению фискальных властей, получают финансовую выгоду. С разницы между уплаченными суммами и суммами, рассчитанными исходя из ставки 9% годовых, физические лица платят налоги 13–35% в зависимости от целей кредита. Зафиксированный в НК уровень валютной ставки должен был воспрепятствовать применению предприятиями различных схем по уходу от налогов.

Цифра была утверждена законодателями в тот период, когда рублевая ставка рефинансирования составляла 15–16%. После последнего снижения ставки Центробанком в июне она равняется 10%. Эта цифра выше средних ставок межбанковского рынка — 3–5%, но ситуация в этом сегменте кредитования все же более близка к оптимальной. Налоговые ограничения здесь возникают, если ставка по кредиту ниже трех четвертых ставки рефинансирования, сейчас это 7,5%.

Банки ставят перед законодателями вопрос об изменении уровня 9% годовых. Вчера Госдума уже приняла во втором чтении блок поправок в Налоговый кодекс, который отчасти может решить эту проблему. Поправки предполагает, что рассчитаться с налоговиками можно будет в момент окончательного погашения кредита. Учитывая, что по ипотечным займам сроки весьма велики, обычно 10–20 лет, к погашению кредита материальной выгоды, как и необходимости платить налог, может и не возникнуть, если ставки за это время снизятся.

Интерес к изменению ситуации Банка Москвы, предложившего кредиты в непривычных для российских заемщиков валютах, понятен. Швейцарские франки и иена являются низкодоходными валютами, привлекать средства для фондирования операций в них можно дешевле, чем в долларах. С момента запуска программы во многих регионах работы банка полностью успела перестроиться структура заимствований: вместо 80% рублевых кредитов и 20% валютных заемщики берут 80% в валюте. При этом клиентов необходимость уплаты налога не смущает. И если одни участники рынка сетуют на сложности этого процесса, то другие говорят, что преграда виртуальная - для клиентов это не повод не брать кредит по сниженным ставкам. А вот для банков нет возможностей снижать ставки — для этого требуется серьезно работать над сокращением издержек. А международные инвесторы пока не готовы рефинансировать портфели российских банков без страховой премии за риск.

Комментарии

1
  • KEY
    Вот как понять наших чиновников? они хотят, чтобы и кредиты были доступными для населения (типа развивают кредитно-денежные отношения в банковской сфере), и как бы людям сильно хорошо от этого не стало. Где ж те ипотеки по 3% и прочие благодатные демократические движения в нашем обществе? Так вы дайте нормальную свободу банкам в части котирования своих ставок, чтобы их услуги были конкурентноспособными и привлекательными для всего населения. Зачем ограничивать-то, если низкие ставки будут не выборочными (для спецклиентов), а для всех.
    Интересно, когда в ВТО войдем, и к нам "хлынут" буржуйские банки со своими низкими процентными ставками, их тоже всех подстригут и поставят в фискальные рамки.