Клиенты банков порой переплачивают при совершении сделок, но банки нередко оставляют незамеченными ошибки и прибирают деньги к рукам. Один из таких случаев сейчас расследуют британские и американские регуляторы: под подозрение попал Royal Bank of Canada.
Небольшие просчеты клиентов для банков могут складываться в круглые суммы, насчитывающие миллионы долларов. Британское Управление финансовых услуг (FSA) в 2003 г. начало расследование практики, при которой банки удерживают излишки в свою пользу. На прошлой неделе собственное расследование инициировал прокурор штата Нью-Йорк Элиот Спитцер, который уже неоднократно наказывал финансовые компании за нарушения. По словам информированных источников, Спитцер может попытаться выяснить, использовали ли банки переплаченные клиентами деньги для завышения прибылей.
Информацию о возможных нарушениях в банках опубликовала в пятницу Financial Times. В частности, к корреспондентам газеты попали материалы из FSA и Royal Bank of Canada. Согласно документам, сотрудница отдела расследований лондонского подразделения банка по операциям на рынке капитала еще в 1996 г. подняла вопрос о присвоении клиентских денег. Тогда один турецкий банк переплатил $50 000 по валютной сделке в $2,8 млн, проведенной через RBC. Банк создал отдельный счет, на который перевел эти $50 000, ничего не сообщив об этом клиенту.
Впоследствии RBC аналогичным образом присвоил излишки средств по некоторым операциям, проведенным для американской управляющей компании Franklin Templeton. Сотрудница обратилась к президенту и гендиректору банка Гордону Никсону, однако не нашла у него поддержки. В итоге в 2003 г. она сообщила о нарушениях в FSA, отметив, что по ее инициативе в банке все-таки было начато внутреннее расследование, но некоторые менеджеры начали подчищать документы, чтобы скрыть доказательства злоупотреблений.
Как заявил представитель RBC, ежедневно банк проводит около 15 000 валютных операций более чем на $1 млрд и "примерно по 5% из них возникают расхождения" в сумме платежей. Однако в таких случаях проводится соответствующее расследование, и, если "выясняется, что клиент при проведении платежа совершил ошибку, средства ему возвращаются". Представитель RBC также заявил FT, что в банке ничего не знают о расследовании FSA. Однако в пятницу RBC пришлось признать, что двое сотрудников банка давали показания в FSA и что расследование началось. Правда, по утверждению банка, управление не нашло оснований для принятия каких-либо мер в отношении RBC, а "информация, изложенная в статье FT, не имеет под собой оснований", саму же статью в банке назвали "вводящей в заблуждение, неточной и направленной на создание сенсации".
В FSA отказались сообщить, продолжается ли расследование в отношении RBC и были ли по этому делу приняты какие-либо решения. Между тем за RBC решил взяться Спитцер, направивший в банк требование предоставить соответствующие документы.
Источники утверждают, что случай с RBC не единственный. По словам Пола Эннинга, партнера юрфирмы Lovells, представляющей финансовые институты в делах о платежных и расчетных системах, переплаты скрывают "достаточно значительное число" банков. Когда же юристы предупреждают банки о негативных последствиях такой практики, говорит Эннинг, им отвечают: "Все так делают". (Использованы материалы FT, 26 - 27. 03. 2004. )
Михаил Оверченко
Банки не возвращают переплаченные им деньги
Клиенты банков порой переплачивают при совершении сделок, но банки нередко оставляют незамеченными ошибки и прибирают деньги к рукам. Один из таких случаев сейчас расследуют британские и американские регуляторы: под подозрение попал Royal Bank of Canada.
Начать дискуссию