Белоруссия готова ввести российскую валюту не раньше 2006 г.

Жители Белоруссии вряд ли смогут в ближайшее время оценить достоинства российской валюты. Российские чиновники считают, что рубль может быть введен в республике не раньше 2006 г. , а белорусские заговорили и вовсе о 2010 г. По мнению экспертов, стороны могут вообще не договориться о параметрах валютного союза.

Жители Белоруссии вряд ли смогут в ближайшее время оценить достоинства российской валюты. Российские чиновники считают, что рубль может быть введен в республике не раньше 2006 г. , а белорусские заговорили и вовсе о 2010 г. По мнению экспертов, стороны могут вообще не договориться о параметрах валютного союза.
О введении с 2005 г. российского рубля в качестве платежного средства в Белоруссии две страны договорились еще пять лет назад. Однако условия перехода с одной валюты на другую за это время согласовать так и не удалось. В феврале тогдашний премьер России Михаил Касьянов заявил, что "окно последней возможности" закроется в конце марта. Прогноз Касьянова сбылся: вчера министр финансов Алексей Кудрин признал, что "правительство Белоруссии [до сих пор] не готово рассматривать вопрос о введении рубля, соответственно, сроки не позволяют его ввести с 2005 г. ". Впрочем, как сообщил Кудрин журналистам, возможность введения рубля с 2006 г. еще остается.

Несмотря на провал переговоров, стороны демонстрируют спокойствие. "Для России это не является трагедией, просто этапы интеграции растягиваются", - цитирует слова Кудрина Reuters. А представитель Нацбанка Белоруссии Анатолий Дроздов заявил, что "лучше отодвинуть [введение российского рубля] на год, чем наломать дров". При этом, по словам Дроздова, между двумя центробанками нет никаких разногласий: "Все уже парафировано, теперь дело за правительствами". Но белорусский кабинет, сказал Дроздов, по-прежнему требует, чтобы Россия сначала обеспечила единое экономическое пространство с Белоруссией, а потом уже создавала монетарный союз. Но экс-председатель белорусского Нацбанка Станислав Богданкевич считает, что после этого с введением рубля стоит повременить. "Решение этих вопросов необходимо перенести не то что на год, а, в принципе, лет на десять", - заявил он "Интерфаксу".

В начале сентября президент Белоруссии Александр Лукашенко уже описал требования республики к единому пространству. По его словам, оно должно обеспечить "беспрепятственное перемещение через нашу границу людей, товаров, капиталов, услуг, а также равные [с Россией] цены на газ, электроэнергию и нефть в полном объеме наших потребностей". Вчера он еще раз подтвердил свою позицию: "Надо в целом выполнять все соглашения, а не только создать нам такое благо в виде российского рубля".

Россию же не устраивает, что в случае открытия границы патрулировать ее будут белорусские таможенники. А после отказа Минска создать совместное предприятие "Газпрома" и "Белтрансгаза" Москва отказалась и от поставок в Белоруссию газа по российским ценам. Не согласны российские чиновники и с требованием белорусского премьера Сергея Сидорского о совместном управлении эмиссионным центром. Кроме того, Белоруссия требует компенсации за интеграцию с Россией. "Общую сумму [их требований] никто не считал, поскольку она будет гигантской, - говорит замминистра финансов Михаил Моторин. - Только на снижение налогов до российского уровня Минск требует порядка $1 млрд в год". По его словам, белорусы хотят также получить около $700 млн компенсаций по НДС, взимаемому по стране происхождения с 2000 г. Такие деньги, говорит Моторин, Россия отдать Белоруссии не готова.

По мнению экспертов, во введении рубля сейчас не заинтересованы ни российские, ни белорусские чиновники. Замдиректора Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин напоминает, что в 2006 г. в Белоруссии пройдут выборы президента. "Думаю, что нынешнее руководство в Кремле уже списало Лукашенко, как неперспективного [политика], а потому скорее будет думать о его замене, чем об объединении [с Белоруссией]", - полагает Тренин. А Лукашенко, по его мнению, тормозит переговоры, поскольку "боится, что, открыв двери российским экономике, рублю и приватизаторам, он может утратить рычаги воздействия и управления страной". По мнению председателя комитета по международным делам Совета Федерации Михаила Маргелова, белорусская сторона в принципе не выбрала для себя стратегию на сближение двух государств. "Россия же хочет сближения, но не в ущерб своим национальным и экономическим интересам", - отмечает сенатор.

Начать дискуссию