Глава правительства Михаил Фрадков подписал вчера постановление о Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Глава нового регулятора Олег Вьюгин первым делом намерен вернуть право законодательной инициативы, а потом отвоевать регулирование банков, страховщиков и аудиторов.
Как рассказал "Ведомостям" руководитель ФСФР Олег Вьюгин, от ФКЦБ досталось большое наследство - порядка 180 функций, что "превышает объем функций многих министерств". Однако в соответствии с указом президента от 9 марта у ФСФР изъяты 80 правоустанавливающих функций, отмечает Вьюгин. По его мнению, это неверно: "Рано или поздно правоустанавливающие функции будут переданы нам". Проект такого указа, по словам Вьюгина, уже согласован с Минфином и Минэкономразвития.
В соответствии с постановлением правительства ФCФР должна регистрировать выпуски ценных бумаг, следить за раскрытием информации эмитентами, контролировать профучастников, саморегулируемые организации, инвестфонды, управляющие компании и биржи. ФСФР напрямую подчиняется премьеру. У руководителя службы может быть четыре заместителя. Аппарат ФСФР не должен превышать 300 человек, а предельная численность работников территориальных органов - 800 человек. Примерно столько же чиновников работало в упраздненной ФКЦБ.
По словам Вьюгина, в дополнение к прежним функциям ФКЦБ его службе от Минфина передан контроль за инвестированием средств негосударственными пенсионными фондами и ВЭБом, который является государственной управляющей компанией. От МАПа переданы функции лицензирования и контроля за деятельностью товарных бирж. "Сделан маленький шаг к концентрации контроля в одном органе", - говорит Вьюгин. Теперь, по его словам, речь должна идти о передаче ФСФР банковского надзора и надзора за страховым и аудиторским рынками. Это произойдет "через два-три года бурного развития финансовых рынков и взаимопроникновения всех секторов".
Участники рынка связывают большие надежды с новой службой и ее руководителем. "Главное, чтобы управленцы разбирались в проблемах фондового рынка, что под силу только профессионалам, - говорит гендиректор "Атона" Александр Кандель. - У новой структуры нет шансов быть хуже ФКЦБ". По его мнению, среди первоочередных задач ФСФР - устранить многочисленные препоны для эмитентов, стремящихся на фондовый рынок, и повысить количество финансовых инструментов. "Фондовому рынку нужен активный PR на государственном уровне, который до сих пор отсутствовал", - уверен Кандель.
Инвесторы просят не забывать про их интересы, о защите которых не уставал твердить экс-председатель ФКЦБ Игорь Костиков. Исполнительный директор Ассоциации по защите прав инвесторов Александр Иконников советует ФСФР уделять побольше внимания применению законов, отстаивающих права акционеров. "Сегодня нужно найти баланс между разумным регулированием профучастников и эмитентов и защитой прав инвесторов", - рассуждает он.
Представитель по связям с инвесторами "Транснефти" и член комитета по аудиту РАО "ЕЭС России" Сергей Скатерщиков считает, что ФСФР должна помочь компаниям более активно выходить на фондовый рынок. Так, налог на эмиссию - 0,2% от объема - слишком высок, считает он: "Размер сбора не должен зависеть от объема эмиссии". Скатерщиков рассчитывает, что ФСФР усовершенствует раскрытие информации. "Данные эмитентов, которые предписала предоставлять ФКЦБ, зачастую бесполезны. Они не дают инвесторам целостной картины финансового и хозяйственного состояния компании".
Севастьян Козицын
Александр Беккер
Начать дискуссию